Живописный склад monpansie. Живописный склад monpansie Время работы, стоимость билетов

27.10.2023

То, что капелла была построена на деньги мецената, подчёркивается в одном из эпизодов «Страшного суда», где сам заказчик (Энрико Скровеньи) протягивает Богоматери в сопровождении святого Иоанна и Екатерины Александрийской модель капеллы в качестве пропуска в Царствие небесное. Это один из первых настоящих портретов в истории живописи.



Джотто искусно определил точку перспективы в центре капеллы и нарисовал между панно профили балок, а также ложные пьедестал и лоджии верхнего яруса, умело согласовав естественный свет из окон с освещением на его картинах. Гениальной находкой Джотто стала архитектурная обманка, изображающая две комнаты в первом регистре рядом с настоящим хором, которые позволяют видеть крестовые своды в перспективе.

По сравнению с «Житием св. Франциска» наблюдается значительный прогресс в экспрессивных средствах, использование разнообразных технических приёмов для передачи сюжетов, более умелая работа с композицией и цветом. Колеровочные пигменты свозились в Падую со всего средиземноморья: Джотто использует розовый, желтый, оранжевый и весьма дорогой в то время лазурный цвет, которым выписано небо, служащее фоном большинства сцен.

Персонажи фресок, носящие просторные плащи, под которыми угадываются очертания тел, стали ещё более объёмными, чем в Ассизи. Фон, по которому можно безошибочно определить манеру Джотто, отходит от абстракции в сторону большего реализма. Пространства, где происходит действие, отлично скоординированы с персонажами картин. Например, во «Введении во храм Пресвятой Богородицы» присутствуют несколько объектов, создающих заметную игру объёмов: открытые участки полностью освещены, в то время как углубления находятся в густой тени. Весьма трёхмерно «Изгнание торговцев» — как красноречив жест Христа, в ярости потрясающего кулаком, а также сцена «Брак в Кане Галилейской».

Капелла Скровеньи, также известная как часовня Арена, - церковь в Падуе, украшенная циклом фресок Джотто начала 14-го века, одним из величайших сокровищ искусства.

Церковь была посвящена Деве Марии делла Карита и освящена в 1305-м году. Фрески Джотто рассказывают о жизни Девы Марии и ее роли в спасении человечества. Второе название часовни – Арена – было дано ей потому, что она стоит на том месте, где в античный времена располагалась древнеримская арена. Позднее здесь проходили празднования Благовещения Девы Марии, что и обусловило строительство церкви. Возведение храма было инициативой Энрико Скровеньи, местного банкира, - в те годы ремесло банкира признавалось церковью тяжким грехом, и многие «запятнавшие» себя тратили огромные суммы на церковные нужды, чтобы искупить грех. Считается, что Энрико построил храм во искупление грехов своего отца, ростовщика Реджинальдо дельи Скровеньи, которого великий Данте поместил в седьмой круг ада в своей «Божественной комедии». Могила самого Энрико находится в апсиде храма, а его портрет можно увидеть на фреске «Судный День» Джотто.

Часовня была пристроена к новому дворцу, построенному по заказу Энрико, и, по всей видимости, служила семейной церковью. При этом в ней также проводились некоторые публичные обряды, связанные с празднованием Благовещения Девы Марии.

Помимо цикла фресок Джотто часовня выделяется, разве что, арочным сводом. «Судный День» Джотто занимает целую стену над входом в часовню. Напротив можно увидеть необычное изображение Господа на небесах, посылающего ангела на землю. Каждая стена разделена на три цикла фресок, каждый из которых в свою очередь состоит из четырех изображений площадью два квадратных метра. Одной из самых захватывающих картин в часовне является «Поцелуй Иуды» кисти того же Джотто – момент предательства, ознаменовавший первый шаг Иисуса на пути к распятию.

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе .

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи * в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».
И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто - в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом * - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу - найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия * резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники - почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.
Нижний ряд начинается сравнительно невысоко - на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

На торцовой стене помещено изображение Страшного суда , а на боковых - сцены из жизни Христа и Богоматери , расположенные в три регистра.

Часовня. Вид входа в часовню, торцовая стена. 1303-06. Джотто ди Бондоне.


Часовня. Вид напротив входа в часовню. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.

Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера.


Схема расположения фресок в капелле Скровеньи . Падуя.

В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».


Господь посылает архангела Гавриила к Деве . 13. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Архангел Гавриил, посланный Богом. 14. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Дева, получающая Благую весть. 15. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Иоакима. Благая весть святой Анне. 3. 1304-06гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Девы Марии. Свадьба Девы. 11. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса. На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.


"Ряды фресок". 1304-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.


Сцены из жизни Христа. Рождество. 17. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Внесение во храм. 19. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Бегство в Египет. 20. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Крещение Христа. 23. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскрешение Лазаря. 25. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Въезд в Иерусалим. 26. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Изгнание торговцев из храма. 27. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Предательство Иуды. 28. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. На южной стене сценой «Тайная вечеря» начинается история Страстей Христовых, заканчивающаяся на противоположной стене изображением «Троицы»(Пятидесятницы) .


Сцены из жизни Христа. Тайная вечеря. 29. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Арест Христа. (Поцелуй Иуды). 31. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Христос перед Каиафой. 32. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Распятие. 35. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


36. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Оплакивание Христа 36. Деталь. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскресение. (Noli me tangere*) 37. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Вознесение 38. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Сцены из жизни Христа. Троица (Пятидесятница) 39. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

На торцовой стене, как упоминалось расположено изображение "Страшного суда".


Страшный суд. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков, Эти аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов изображены на цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, между широкими панелями искусственного мрамора, обрамленных чуть выступающим карнизом.

Семь добродетелей.


Семь добродетелей. Благоразумие. 40. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Сила духа. 41. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Умеренность. 42. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Справедливость. 43. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Вера. 44. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Милосердие. 45. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Семь добродетелей. Надежда. 46. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Семь пороков.


Семь пороков. Отчаяние. 47.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Зависть. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Неверность. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Несправедливость. 50.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Гнев. 51.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Непостоянство. 52.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Глупость. 53.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Отдельно хотелось бы отметить декоративные полосы - вот пара из них:

Моисей на горе Синай. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Иона, проглоченный китом. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

1. * Энрико Скровеньи - богатый торговец и банкир, житель Падуи, член рыцарского ордена Гауденти, состоявшего главным образом из богатых горожан. Он был выдающейся личностью, одаренный и с большими политическими амбициями, и стал предтечей знаменитых меценатов XV века, будучи первым заказчиком нового ренессансного типа для первого художника Ренессанса

2. * Коробовый свод - разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.


Западная стена Петра и Павла церковь в Кожевниках в Новгороде.
Петропавловский храм сооружен из крупных камней известняка, а конструктивные и декоративные элементы выполнены из кирпича, из которого сложены лопатки, своды, глава.
Верха имеют трехлопастное завершение, состоящее из сочетания среднего коробового свода с двумя боковыми полукоробовыми 1406.

3. * Пресбитерий - (позднелат. presbyterium - от греч. presbyteros - старейшина), возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части католического храма. Название имеет тот смысл, что на пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

4. * Не прикасайся ко Мне (лат. Noli me tangere, греч. Μή μου ἅπτου) - евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Он же сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.»

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно - ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» - краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае - поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто - в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу - найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль - он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники - почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко - на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно , которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица - продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника - совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

Капелла Скровеньи (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Капеллу Скровеньи можно назвать настоящей сокровищницей западного искусства. Великий Джотто расписал ее фресками, которые были революционными для своего времени. Нужно заметить, что произошло это задолго до эпохи Ренессанса, во время полного господства готического стиля в искусстве. Свою непростую работу художник завершил всего за пару лет.

Искусно расписанная небольшая капелла изнутри кажется большим собором. В своих фресках Джотто постарался приблизить образы библейских персонажей к обычным людям. Именно поэтому старый Иосиф дремлет в ожидании рождения Иисуса, а Иуда весь сжался от поцелуя Христа.

Именно в капелле Скровеньи впервые было изображено рождение Спасителя - раньше художники предпочитали не касаться этой темы. Роспись покрывает капеллу в три яруса. Среди сюжетов рождение Девы Марии, Тайная вечеря, Страшный суд, аллегорические изображения пороков и добродетелей.

На фреске «Поклонение волхвов» изображена комета Галлея, которая пролетела над землей в 1301 г., как раз, когда строилась капелла.

Капеллу построил Энрико Скровеньи. Первоначально церковь носила имя Святой Марии Милосердной, но прижилось «народное» название, данное в честь архитектора. Своим щедрым подарком для жителей Падуи он пытался искупить грехи отца, ростовщика Реджинальдо. Скупость Реджинальдо была так известна, что Данте даже увековечил его имя в «Божественной комедии».

Осмотр капеллы Скровеньи

По вечерам в капелле Скровеньи проводятся специальные программы Giotto under Stars. Гости могут увидеть звездное небо, а также анимированное представление с участием актеров из культурной ассоциации teatrOrtaet, которые в костюмах персонажей 14 века расскажут историю капеллы Скровеньи. Экскурсия проводится только на итальянском языке.

Практическая информация

Адрес: Italia, Padova, Piazza Eremitani, 8. Веб-сайт (на англ. яз.).

Время работы: капелла открыта для посещения круглый год с 9:00 до 19:00. В разное время года доступны визиты разной продолжительности:

  • в марте, апреле, мае, с 1 по 15 июня, августе, сентябре, октябре и с 1 по 15 декабря - 15 минут;
  • в январе, феврале, с 16 по 30 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря - 20 минут.

Внутрь здания пускают небольшими группами каждые 20 минут. Доступ посетителей в капеллу строго ограничен - это вынужденная мера. Нельзя нарушать определенный температурный режим и влажность воздуха в помещении, иначе древние фрески могут померкнуть.

Программа Giotto under Stars проходит с 25 марта по 4 ноября и с 27 декабря по 6 января (кроме 31 декабря и 1 января) со вторника по воскресенье с 19:00 до 22:00 (последний вход в 21:20), продолжительность программы - 40 минут. Максимальное количество посетителей - 25 человек.

Вход: для взрослых - 8 EUR, для детей от 6 до 17 лет, студентов до 27 лет и пенсионеров от 65 лет - 6 EUR, для детей до 5 лет - 1 EUR. Со вторника по субботу посетить капеллу можно с гидом (группы каждые 15 минут с 12:15 до 13:30, последний вход в 13:15), стоимость - 2 EUR с человека. Входной билет в капеллу Скровеньи действителен также для входа в городской музей Эремитани и во дворец Цукерманна . Цены на странице указаны на январь 2019 г.