«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Что такое вулкан? Что рассказать о вулканах детям 5 лет

13.12.2023

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня ко мне пришло от одного мальчика, он пишет, что часто в мультиках и фильмах показывают вулканы, но он никак не может понять что это такое и для чего они нужны.

Я попросил своего друга профессора Чайникова рассказать, что же это такое.

И вот что написал мне мой друг:

"Добрый день мои друзья, я очень рад, что вас заинтересовали вулканы, это очень интересное явление.

Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами.

Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки.

Вот например такие

Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение. При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой.


Извержение представляет собой череду сильных и слабых взрывов и излияний лавы - смеси расплавленных горных пород. Объемы излившейся лавы могут доходить до нескольких десятков кубических километров. Извержения бывают длительными, которые можно наблюдать в течение нескольких лет и даже столетий, и кратковременными, проходящими за несколько часов. К их предвестникам относятся следующие явления: землетрясение, изменение состава газов, звуковые (акустические) перепады и другие.

Те вулканы которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались. На Земле таких вулканов около 500.

«Слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос» - огонь, пламя. У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Вулкаома. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в 50 км к северу от острова Сицилия. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня».

24 августа 79 года люди в ужасе смотрели на своего покровителя и не могли понять: чем же они так прогневали богов. Как случилось, что их защитник внезапно стал извергать пламя, которое растекалось по земле и уничтожало все на своем пути? Жители Помпей уже знали: неожиданно для всех проснулся вулкан. Что это такое, какими бывают вулканы и почему они внезапно просыпаются, мы рассмотрим сегодня в этой статье.

Что такое вулкан?

Вулкан - своего рода образование на поверхности земной коры, которое время от времени способно извергать пирокластические потоки (смесь пепла, газа и камней), вулканические газы, а также лаву. Именно в зонах вулканической активности открываются возможности для использования геотермальной энергии.

Виды вулканов

Учёными принята классификация вулканов на действующие, спящие и потухшие.

  1. Действующими называют вулканы, которые извергаются в исторический период времени. Именно благодаря им можно понять, что такое вулкан и механизмы, которые заставляют его действовать, ведь непосредственное наблюдение за процессом дает намного больше информации, чем самые тщательные раскопки.
  2. Спящими называют вулканы, которые в настоящее время не действуют, однако, существует большая вероятность их пробуждения.
  3. К потухшим относят те вулканы, которые были активными в прошлом, однако на сегодняшний день вероятность их извержения приравнивается к нулю.

Какой формы бывают вулканы?

Если спросить школьника, какую форму имеет вулкан, он, несомненно, скажет, что тот похож на гору. И будет прав. Вулкан действительно имеет форму конуса, который образовался во время его извержения.

Вулканический конус имеет жерло - это своего рода выводной канал, по которому во время извержения подымается лава. Достаточно часто такой канал не один. Он может иметь несколько ответвлений, которые служат для вывода вулканических газов на поверхность. Жерло всегда заканчивается кратером. Именно в него выбрасываются все материалы при извержении. Любопытным фактом является то, что жерло открыто только в период активности вулкана. Остальное время оно закрыто, вплоть до следующего проявления активности.

Время, за которое сформировался вулканический конус, индивидуально. В основном оно зависит от того, какое количество материалов выбрасывает вулкан за время своего извержения. Некоторым для этого необходимо 10 тысяч лет, другие могут сформировать его за одно извержение.

Иногда случаются и противоположные процессы. Во время извержения вулканический конус рушится, и на его месте образовывается большая впадина - кальдера. Глубина такой впадины - не менее одного километра, а диаметр может достигать 16 км.

Почему извергаются вулканы?

Что такое вулкан, мы разобрались, но почему же происходит его извержение?

Как известно, наша планета не состоит из цельного куска камня. Она имеет свою структуру. Сверху - тонкая твёрдая «скорлупа», которую учёные называют литосферой. Её толщина составляет только 1% от радиуса земной шара. На практике это означает от 80 до 20 километров, в зависимости от того, суша это или дно океанов.

Под литосферой находится слой мантии. Его температура настолько высока, что мантия постоянно находится в жидком, или, скорее, вязком, состоянии. В центре находится твердое земное ядро.

В результате того, что литосферные плиты находятся в постоянном движении, могут возникать магматические очаги. Когда же они вырываются на поверхность земной коры, начинается извержение вулкана.

Что такое магма?

Здесь, наверное, необходимо разъяснить, что такое магма и какие очаги она может формировать.

Находясь в постоянном движении (хотя и незаметном для невооруженного глаза человека), литосферные плиты могут сталкиваться или наползать друг на друга. Чаще всего плиты, размеры которых больше, «побеждают» те, толщина которых меньше. Поэтому последние вынуждены погружаться в кипящую мантию, температура которой может достигать нескольких тысяч градусов. Естественно, при такой температуре плита начинает плавиться. Эта расплавленная порода с газами и парами воды и называется магмой. По своей структуре она более жидкая, чем мантия, а также более легкая.

Как происходит извержение вулкана?

Благодаря названным особенностям структуры магмы она начинает медленно подниматься и скапливаться в местах, которые называются очагами. Чаще всего такими очагами становятся места разлома земной коры.

Постепенно магма занимает все свободное пространство очага и за неимением другого выхода начинает подниматься по трещинам в земной коре. Если магма находит слабое место, она не упускает возможности вырваться на поверхность. При этом тонкие участки земной коры прорываются. Так происходит извержение вулкана.

Места вулканической активности

Так какие же места на планете, учитывая вулканическую активность, можно считать самыми опасными? Где расположены самые опасные вулканы мира? Давайте разбираться…

  1. Мерапи (Индонезия) . Это крупнейший вулкан в Индонезии, к тому же самый активный. Он не дает забыть о себе местным жителям даже на один день, постоянно выпуская дым из своего кратера. При этом каждые два года случаются небольшие извержения. Но и крупных не приходится долго ждать: они случаются раз в 7-8 лет.
  2. Если вы хотите знать, где находятся вулканы, то, наверное, должны совершить путешествие в Японию. Вот поистине «рай» вулканической активности. Взять, к примеру, Сакурадзима . Начиная с 1955 года, этот вулкан постоянно беспокоит местных жителей. Его активность и не думает уменьшаться, а последнее крупное извержение произошло не так давно - в 2009 году. Ещё сто лет назад вулкан имел собственный остров, однако благодаря лаве, которую он извергнул из себя, он сумел соединиться с полуостровом Осуми.
  3. Асо . И снова Япония. Эта страна постоянно страдает от вулканической активности, и вулкан Асо - тому подтверждение. В 2011 году над ним появилось облако пепла, площадь которого составила более чем 100 километров. С того времени ученые постоянно фиксируют подземные толчки, которые могут свидетельствовать только об одном: вулкан Асо готов к новому извержению.
  4. Этна . Это самый большой вулкан Италии, который интересен тем, что имеет не только главный кратер, но и множество мелких, расположенных по его склону. Кроме того, Этна отличается завидной активностью - небольшие извержения происходят раз в два-три месяца. Нужно сказать, что сицилийцы давно уже привыкли к такому соседству, и не боятся заселять склоны.
  5. Везувий . Легендарный вулкан меньше своего итальянского брата практически в два раза, но это не мешает ему установить множество собственных рекордов. К примеру, Везувий - это именно тот вулкан, который уничтожил Помпеи. Однако это не единственный город, который пострадал от его активности. По данным ученых, Везувий более 80 раз уничтожал города, которым не посчастливилось находиться недалеко от его склонов. Последнее сильное извержение случилось в 1944 году.

Какой вулкан на планете можно назвать самым высоким?

Среди названных вулканов достаточно много рекордсменов. Но какой же может носить титул "Самый высокий вулкан на планете"?

Нужно учитывать: говоря "самый высокий", мы не имеем в виду высоту вулкана над окружающей местностью. Речь идет об абсолютной высотной отметке над уровнем моря.

Так, самым высоким действующим вулканом в мире учёные называют чилийца Охос-дель-Саладо. Долгое время его относили к спящим. Такой статус чилийца позволял носить звание «Самый высокий вулкан в мире» аргентинцу Льюльяйльяко. Однако в 1993 году Охос-дель-Саладо произвел выброс пепла. После этого он был тщательно обследован учёными, которым удалось обнаружить в его жерле фумаролы (выходы пара и газа). Таким образом, чилиец изменил свой статус, и, сам того не зная, принес облегчение многим школьникам и учителям, для которых выговорить название Льюльяйльяко не всегда просто.

Ради справедливости нужно сказать, что Охос-дель-Саладо не имеет высокого вулканического конуса. Он возвышается над поверхностью только на 2000 метров. В то время как относительная высота вулкана Льюльяйльяко почти 2,5 километра. Однако не нам спорить с учёными.

Вся правда о вулкане Йеллоустон

Вы не можете похвастаться, что знаете, что такое вулкан, если ни разу не слышали о Йеллоустоне, который расположен в США. Что же нам о нём известно?

Прежде всего, Йеллоустон - это не высокий вулкан, но его почему-то называют супервулканом. В чем же здесь дело? И почему обнаружить Йеллоустон удалось только в 60-х годах прошлого века, да и то при помощи спутников?

Дело в том, что конус Йеллоустона разрушился после его извержения, в результате чего образовалась кальдера. Учитывая ее гигантские размеры (150 км), немудрено, что люди не могли увидеть её с Земли. Но обрушение кратера не значит, что вулкан можно переквалифицировать в спящие.

Под кратером Йеллоустона до сих пор находится громадный очаг магмы. Если верить подсчётам ученых, её температура превышает 800 °С. Благодаря этому в Йеллоустоне образовалось множество термальных источников, а, кроме того, на поверхность земли постоянно выходят струи пара, сероводорода и углекислоты.

Об извержениях этого вулкана известно не так уж много. Учёные считают, что их было всего три: 2,1 млн, 1,27 млн и 640 тысяч лет назад. Учитывая периодичность извержений, можно сделать вывод, что мы может стать свидетелями следующего. Нужно сказать, что если такое и в самом деле случится, Землю ожидает следующий Ледниковый период.

Какие беды приносят вулканы?

Даже если не учитывать того, что Йеллоустон может внезапно проснуться, извержения, которые могут приготовить для нас другие вулканы мира, также нельзя назвать безобидными. Они приводят к огромным разрушениям, особенно если извержение случилось внезапно и не было времени предупредить или эвакуировать население.

Опасность представляет не только лава, которая способна уничтожить всё на своем пути и вызвать пожары. Не стоит забывать и о ядовитых газах, которые распространяются на огромные территории. Кроме того, извержение сопровождается выбросами пепла, который способен покрыть огромные пространства.

Что делать, если вулкан «ожил»?

Итак, если вы оказались не в то время и не в том месте, когда неожиданно проснулся вулкан, что же делать в такой ситуации?

Прежде всего, нужно знать, что скорость лавы не такая уж и большая, всего 40 км/час, поэтому убежать, или точнее, уехать, от нее вполне реально. Делать это нужно самым кратким путём, то есть перпендикулярно её движению. Если же это невозможно по каким-то причинам, нужно искать укрытие на возвышенности. Необходимо учитывать и вероятность пожара, поэтому при возможности необходимо очищать укрытие от пепла и раскалённых обломков.

На открытой местности вас может спасти водоем, хотя многое зависит от его глубины и силы, с которой извергается вулкан. Фото, которые были сделаны после извержения, показывают, что перед такой мощной силой человек часто оказывается беззащитным.

Если вы оказались в числе счастливчиков, и ваш дом уцелел после извержения, будьте готовы к тому, что провести там придется не менее недели.

А самое главное, не доверяйте тем, кто говорит, что «этот вулкан уже тысячи лет спит». Как показывает практика, проснуться может любой вулкан (фото разрушений это подтверждают), только не всегда есть кому об этом рассказать.

Доклад про вулканы, геологические образования на поверхности коры, в которых на поверхность выходит магма и образует вулканические газы, лаву, камни.

Сообщение про вулканы

Что такое вулкан?

С латинского слово «вулкан» обозначает огонь, пламя. В недрах Земли под воздействием высоких температур происходит расплавление горных пород с магматическим образованием. В ходе этого процесса выделяется большое количество газообразных веществ. Объем расплава и давление на твердые породы повышается в разы. Магма начинает двигаться по направлению к областям меньшего давления вверх на поверхность. Трещины земной коры начинают заполняться горными жидкими породами, и, разрываясь, поднимают целые пласты коры.

Магма может частично застичь, формируя лакколиты и магматические жилы. Другая часть при извержении вулканов выходит на поверхность в виде вулканического пепла, лавы, газов, обломков пород и слитков лавы.

Виды вулканов

Данные геологические образования бывают 2 видов:

  • Трещинные

Они не поднимаются над поверхностью Земли достаточно высоко. Трещинные вулканы представляют собой трещины, из которых вытекает магма на поверхность. Но их на планете очень мало.

  • Центральные

Представляют собой конус большой высоты, из которого при извержениях выходят магма и лава. У такого вулкана есть жерло (по нему течет магма) и кратеры (отверстие, из которого магма выходит на поверхность).

Также вулканы делятся на потухшие, действующие и уснувшие. Уснувшие вулканы на данный момент не извергаются, хотя под ними постоянно происходят землетрясения локального типа. А потухшие обозначают, что вулканическая активность отсутствует.

Сколько вулканов на Земле?

На планете насчитывается 1500 вулканов, как действующих, так и потухших. Самыми известными из них являются Ключевская Сопка (Камчатка), Эльбрус (Кавказ), Килиманджаро (Африка), Фудзияма (Япония).

Большая их часть расположена вдоль периметра Тихого океана. Они формируют так званое «огненное кольцо». Самой активной вулканической зоной является Средиземноморско-Индонезийский пояс. Извержение вулканов осуществляется по определенной закономерности – их размещению в сейсмических областях, подвижных областях.

  • Самый большой вулкан на планете – Мауна-Лоа. Он занимает практически всю часть гавайского острова и является самым активным.

Известные извержения вулканов в истории: интересные факты

  • (Италия) . Извержение произошло 24 августа 79 года. Оно уничтожило город Помпеи, покрыв его слоем пыли в 8 м, а также Геркуланум и Стабии. Пепел Везувия долетел до Сирии и Египта. На сегодняшний день это единственный действующий вулкан в Европе. Всего зафиксировано больше 80 извержений. Последнее из них было в 1944 году.
  • Тамбора (остров Сумбава). Извержение произошло 5 апреля 1815 года. В современной истории это самое большое по объему выброшенного материала и по числу погибших извержение. Он полностью уничтожил культуру Тамбора, которую европейцы открыли незадолго до этого. Вулкан извергался 10 дней и уменьшился на 1400 м в высоту. Он покрыл пеплом территорию в 500 км, и 3 дня солнце не проступало сквозь него.
  • Вулкан Таупо (Новая Зеландия). Извержение произошло 27 тысяч лет назад, и ученые считают его самым сильным за всю историю планеты. В результате его активной деятельности образовалось озеро Таупо. Последний раз вулкан извергался в 180 году н. э. Его взрывная волна и пепел уничтожили половину Северного острова. В атмосферу выбросилось 100 км 3 тектонической материи.
  • Вулкан Кракатау (Индонезия). Извержение произошло 27 августа 1883 года. Оно вызвало 30-метровое цунами, которое смыло 295 городов и деревень. Куски лавы отлетали на высоту 55 км. Пепел покрыл территорию 5330 км. Взрывная волна обогнула планету до 11 раз. По силе взрыв Кракатау был в 200 000 раз больше, чем взрыв Хиросиме. Ученые предполагают, что он ранее просыпался в 535 году и от его деятельности, возможно, образовались острова Суматра и Ява. После извержения 1883 года вулкан Кракатау разрушился. И на его месте в 1927 появился новый действующий вулкан — Анак Кракатау.
  • Вулкан Санторин (Греция). Извержение произошло за 1,5 тысячи лет до н.э. И оно уничтожило Критскую цивилизацию, а также способствовало уходу под воду острова Фера. Это не единственное его извержение. В 1886 году он целый год извергал куски лавы прямо из моря на 500-метровую высоту.
  • Вулкан Монтань-Пеле (Мартиника) . Извержение началось в апреле 1902 года. Уже 8 мая он накрыл пылью город, расположенный в 8-километровой зоне от него. Около Мартиники морское дно опустилось на пару сотен метров.
  • Вулкан Невадо-дель-Руис (Колумбия) . Извержение началось 13 ноября 1985 года, и всего в течение 10 минут был уничтожен город Армеро с населением в 29 000 человек.
  • Вулкан Пинатубо (Филиппины). На протяжении долгих 622 лет он считался потухшим. Но 12 июня 1991 года он уничтожил 18 км территории вдоль себя. Последствием такой катастрофы является понижение температуры и уменьшение озонового слоя, которое способствовало образованию крупной озоновой дыры.
  • Вулкан Катмай (Аляска). Его извержение 6 июня 1912 года было самым крупным в истории ХХ века.

Надеемся, что доклад про вулканы для детей помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про вулканы Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.

Тема. Вулканы. Извержение вулканов.

Программное содержание:

1.Обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающей среде: об объектах и явлениях неживой природы, познакомить с природным явлением – извержением вулкана на примере опыта.

2.Расширять словарный запас, мотивировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике, такими словами: лава, магма, пепел, вулкан, кратер, жерло, вулканические бомбы, спящий вулкан, гейзеры, геологи, вулканологи.

3.Воспитывать интерес и стремление к сознательному познанию окружающего мира, создать условия для самостоятельной, познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать доброжелательные отношения между сверстниками. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на получение ранее представления и собственные предложения.

Проблема . Можно ли извержение вулкана создать самостоятельно?

Материал . Поддоны, стаканчики с моющим средством, красная гуашь, уксус, макет вулкана, салфетки, мультфильм «Вулканы и гейзеры»; загадки, стихотворения, легенды о вулканах, ребус «вулкан»

Формы работы . Интерактивные методы: приветствие, мозговой штурм, метод тонких и толстых вопросов, технология «Микрофон»; беседа, наблюдение, эксперимент.

Предварительная работа. Заучивание загадок о вулканах, изучение информации о них в различных источниках (энциклопедия, интернет, телевизор) создание детьми, родителями и воспитателем познавательного уголка в группе детского сада « Вулканы», просматривание познавательных мультфильмов, презентаций по данной теме; создать папку-передвижку на тему: «Очень интересно о вулканах» (участники родители и дети).

Ход занятия

Ребята посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги из других групп пришли к нам на занятие, давайте их поприветствуем – Доброе утро!

Разминка. Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом глазами, а теперь улыбками. Ребята, к нам сегодня пришла телеграмма от Всезнамуса (нашего знакомого профессора).

(Воспитатель зачитывает телеграмму от Всезнамуса).

Дорогие мои друзья!

Сегодня у меня не получиться прийти к вам в гости. Но я оставил вам загадку-ребус чтобы вы тему сегодняшнего интересного занятия.

(Загадка-ребус размещена на доске).

Р В С У Ф Л Ь К Ш А Е Н

Задание к детям:

Уберите первую букву?

Какая эта буква? (Р)

Какая вторая? (В)

А теперь задание загадки-ребуса:

Нужно убирать каждую вторую букву?

Дети убирают буквы, называют их?

Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось?

ВУЛКАН

Сколько в этом слове букв?

Сколько звуков?

Сколько гласных звуков и какие?

(Воспитатель вывешивает плакат с изображением вулкана)

У нас есть ребята, которые подготовили стихотворения и загадки о вулкане.

Я плююсь огнем и лавой

Я - опасный великан

Славен я не доброй славой

Как зовут меня…… (Вулкан)

Я черный страшный великан

Что делать мне – решаю сам

Могу я спать, могу вздыхать,

Огонь и пепел извергать

А ну попробуй угадать

Как же меня звать?(Вулкан)

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный….(Вулкан)

На планете в горных странах

Знают много о вулканах

И ведут себя вулканы

Иногда немного странно…

То дымятся, то плюют,

То поток горячий льют

Упражнение « Мозговой штурм»

Тема. « Что такое вулкан?»

Вулкан – это геологическое образование, коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли извергается огонь, лава, пепел, горячие газы.

Рассматривание наглядности вулкана.

Давайте пойдем в гости к вулкану и точно узнаем о нем.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идем вперед

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Вот мы пришли в гости к вулкану. Послушайте интересную легенду. А расскажет нам ее Настя.

Жил на свете бог по имени вулкан (показывает картинку бога «вулкан»). И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы, а гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. А грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь, и пепел. Вулкан работает,- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

В наше время, чтобы не случилось беды. Ученые специально наблюдают за вулканами, таких людей называют вулканологами. Свои наблюдения они снимают на видеокамеру. Сейчас мы, познакомимся с ними. (Просмотр мультфильма)

Метод тонких и толстых вопросов

Тонкие вопросы

Вулкан – это гора?

Как называется самый большой вулкан в мире? (МАУНА-ОЛА)

Где находится этот вулкан, на суше или под водой?

На других планетах есть вулканы? Да, Марс.

В какой стране находиться самый большой вулкан в мире? В США.

Где проснулся потухший вулкан в 2011 году? На Камчатке.

Как называют людей, которые занимаются изучением вулканов. Вулканологами.

Толстые вопросы

Какие вы знаете, разновидности вулканов? Действующие, потухшие, спящие

Какие вулканы называют потухшими?

Что извергают действующие вулканы? Пепел, вулканические бомбы.

Объясните, почему извержение вулканов очень опасно?

Объясните, какую пользу приносит извержение вулканов?

Расскажите, где можно узнать про вулканы? Интернет, телевизор, газеты, радио, энциклопедии, специальные институты …….

В чем разница между действующими и потухшими вулканами?

Что называют гейзерами?

Ребята, сегодня мы снова отправимся в нашу лабораторию « Интересных открытий».

Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).

Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи - это люди, которые изучают богатства Земли).

Дети, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое и интересное о недрах нашей Земли? (Да, хотим). Давайте все вместе пройдем в нашу лабораторию и расскажем, что мы уже знаем о богатствах нашей Земли. (Дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).

Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что происходит в недрах Земли. Сегодня они могут судить о строении недр Земли по вулканическим выбросам.

Вы хотите узнать, почему происходит извержение вулкана и можно ли извержение вулкана создать самостоятельно.

Посмотрите, Всезнамус приготовил для нас макет вулкана. (Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана и организовывают обсуждение)

На самой вершине вулкана находиться кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато - оранжевая пасть – это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Звучит громкая музыка).

Дети, кажется наш вулкан «оживает». Давайте отойдем подальше от вулкана. (Дети наблюдают за извержением вулкана). Вулканы извергаются по – разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны (вулканические волны). А бывает, вытекает « спокойно». Интересно?! Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: « извержение вулкана» Тут нам тоже помог профессор Всезнамус. Он приготовил для нас схему этого опыта. Давайте посмотрим:

Основание вулкана сделано из конуса картона.

Из чего сделано жерло вулкана? Можно вставить внутрь пустой пластиковый стаканчик или баночку. Все это ставим на поддоны. Насыпаем ложку пищевой соды, добавляем красной краски и 5 капель моющего средства (пипеткой).

А теперь внимание!!! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что означает этот знак? (самому пользоваться нельзя) это уксус. Наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас все будет готово. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. Молодцы ребята, вы были внимательными, выполняли все аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы будете большими, наверное обязательно станете учеными. Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

Технология микрофон .

Вывод: извержение вулкана можно создать самостоятельно!

Итог занятия. Награждается каждый ребенок медалью « Юному исследователю вулканов».

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Занятие у нас сегодня необычное. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется как?

Давайте я загадаю вам загадку.

" Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам.

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном!"

Географическая карта. Дети, а скажите мне, что изображено на карте?

Давайте мы свами вспомним, что изображено на карте синим цветом?

А зелёным, жёлтым и коричневым?

Ребята, а кто мне скажет, что такое горы?

А из чего эти высокие холмы состоят?

Ребята, давайте мы с вами пройдём в нашу мастерскую. Отгадайте, пожалуйста, что у меня в мешочке?

Совершенно верно – это камни. Но прежде чем мы с вами поиграем с камнями, давайте разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

" Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5, (поочерёдное касание пальцев обеих рук) - начинай считать опять!

Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем с камнями. Как вы правильно отгадали, в этом мешочке у меня находятся камни (раздать камни детям). Скажите, а какие они на ощупь?

(Предложить детям взять в руки пластилин, сжать обе ладони, где в одной - камень, а в другой - пластилин).

Что произошло с камнем, а что с пластилином?

Ребята, посмотрите, а у нас есть мисочки с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим.

Ребята, у меня есть ещё один необычный камень. Давайте рассмотрим его внимательно. Чего много у этого камня?

А как вы думаете, эти отверстия пустые? Давайте опустим и этот камень в воду. (Не тонет).

А что находится внутри этих дырочек или отверстий?

А кто мне скажет, как называется этот необычный камень?

Да, этот камень называется - пемза. И мы, в ходе нашего эксперимента узнаем, как появляется пемза.

Мы провели опыт с камнями. Именно из камней состоят горы. Ребята, а вы знаете, что есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как они называются? Отгадайте загадку.

" Я - плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан.

Славен я недоброй славой,

И зовут меня - Вулкан!!! (отвечают все вместе).

Правильно. Это вулкан. И сегодня мы свами поговорим о вулканах.

Сейчас я расскажу вам легенду о том, как появились вулканы.

"Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь. И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(Слайд № 1. Вулкан).

Вот такая вот интересная легенда. А вам она понравилась дети?

Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Ребята, а вы знаете, где могут образовываться вулканы?

А кто сможет рассказать всем нам, почему он извергается?

(Слайд № 2. Картинка извергающегося вулкана).

На что похож вулкан?

А как называется верхушка вулкана?

А глубокая яма, которая находится внутри самого вулкана?

(Слайд № 3.Строения вулкана).

Скажите мне, пожалуйста, что находится внутри вулкана?

А как называется огненная жидкость, которая находится внутри вулкана?

А почему же тогда внутри магма, а наружу выходит лава?

Ребята, кто знает, как может извергаться лава? Ведь она может извергаться по-разному.

Скажите, а как долго может извергаться вулкан?

После извержения вулкана остаётся выжженная пустыня. И на этом месте не скоро появится жизнь. Дети, давайте вместе вспомним, какие виды вулканов существуют?

(Слайд № 4. Вулкан - Алмазная голова на острове Гавайи) .

Правильно есть ещё - спящие. Их извержение давно не происходит, но всё же оно возможно.

(Слайд № 5. Вулкан «Тейде» в Испании).

И действующие вулканы - это вулканы, хотя бы раз извергавшиеся в памяти человечества.

(Слайд №6. Ключевская Сопка. Россия. Камчатка).

И кстати – это самый высокий действующий вулкан в Евразии. Как вы думаете, а людям жить рядом с вулканами страшно, опасно?

А что обычно бывает перед тем, как начинает извергаться вулкан?

А сможет ли кто-то подсказать или помочь людям и сообщить о наступающем извержении вулкана?

Давайте мы сейчас с вами побудем в роли маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Для этого я вас снова приглашаю в нашу мастерскую. Где уже всё готово для проведения нашего с вами опыта. Давайте немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

Мы шагаем по равнине,

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине,

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью,

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы,

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём,

И места свои займём!!!

Ребята, а сейчас будем проводить самый настоящий опыт. А именно оживлять вулкан. Мы с вами вчера сделали макет вулкана. Он выглядит прямо как настоящий вулкан. А для того, чтобы он ожил нам нужно кое-что сделать!!!

Перед вами стоят стаканчики с водой. Для начала вам нужно окрасить эту воду в красный цвет. Поэтому у вас на столе ещё есть красная краска и кисточки. Я думаю, с этим заданием вы справитесь легко и просто!!!

После того, как вы окрасите воду, вы должны добавить в ваши стаканчики с теперь уже красной водой чайную ложку соду. Сода находится в маленьком стаканчике. Добавив соду, вы должны всё очень хорошо перемешать. Затем вы должны на кончике чайной ложечки добавить в ваши стаканчики моющее средство. И снова аккуратно перемешать. Затем, получившуюся жидкость из ваших стаканчиков мы с вами зальём в жерло нашего вулкана. А я аккуратно добавлю в жерло уксус.

Ребята, кажется, наш вулкан оживает! И, пузырясь, из него выходит лава!!!

Спустя века, закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Вулкан - гремит, вулкан – пыхтит,

Как грозен он на вид.

Но вот, он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул,

И на десятки лет уснул!!!

В: И так, ребята, наш опыт подошёл к концу, помогите мне продолжить фразы……

Сегодня на занятии мне понравилось….

Сегодня на занятии я узнал….

Сегодня на занятии меня удивило…

Молодцы ребята, вы были очень внимательными и работали аккуратно, и всё у нас получилось просто замечательно!!!

А сейчас я хотела бы предложить вам зарисовать наши вулканы.