Судовые такелажные работы. Морская практика для матроса А. И. Литвиненко Меры безопасности при обслуживании

12.12.2023

КОНСПЕКТ ПО «МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ»

1-1.Терминология и назначение рангоута современного судна.

Рангоутом называется совокупность судовых конструкций из стальных труб или металлических балок, предназначенных для выполнения различных функций (несение огней, знаков, флагов, антенн, грузовых устройств). К рангоуту относятся: мачты и стрелы, носовой и кормовой флагштоки, рея и гафель. На парусных судах рангоут предназначен для несения парусов, огней и флагов. На транспортных судах мачты предназначены для огней, знаков, флагов, антенн и грузовых стрел. На носовом флагштоке поднимают якорные огни и знаки. На рее поднимают сигнальные флаги и флаг страны пребывания (посещения) судна. На кормовом флагштоке поднимают Государственный флаг на стоянке судна. На гафеле поднимают Государственный флаг на ходу судна. Рис.1.

Рис.1 Рангоут и стоячий такелаж судна с механическим двигателем:

1 – флагшток; 2- грот-ахтер-штаг; 3 - гафель; 4 - грот-стень-фордун; 5 - грузовые стрелы; 6 грот-стеньга; 7 - грота-ванты; 8- трот-мач­та; 9 - грот-стень-штаг; 10 -полумачта; 11 - труб-штаги; 12 - стень- топ-штаг;

13- фор-стень-контр-штаг; 14 - сигнальные фалы; 15 -фор-стень-фордун; 16 - фока-ванты, 17 - фок-мачта; 18 - фор-стень-.га; 19 - фор-стень-штаг; 20 - фока-штаг
1-2.Такелаж.

Неподвижный стоячий такелаж, предназначенный для раскрепления мачт и рангоута, называется вантами (раскрепляют с бортов судна) и штагами (раскрепляют мачты по диаметрали).

К неподвижному рангоуту относятся: мачты грузовые и сигнальные. На сигнальных мачтах поднимают огни и знаки, флаги и антенны, на грузовых - располагаются грузовое устройство, а также располагают огни и флаги. Также стоячий такелаж включает: носовой и кормовой флагштоки. На носовом флагштоке поднимают якорные огни и знаки судна, на кормовом - поднимают государственный флаг на стоянке судна, в порту или на рейде. Также имеется наклонный рангоут-гафель, расположенный на сигнальной мачте судна, на нём поднимают государственный флаг на ходу судна.

Такелаж – это совокупность снастей, предназначенных для управления подвижным рангоутом для постановки и уборки парусов, грузовых операций, подъема флагов и знаков.

Подвижный (бегучий) такелаж расположен на грузовом устройстве (топенант, грузовой шкентель, оттяжки) на шлюпках и трапах (шлюптали и траптали), и служит для подъема и спуска груза, а также поворота стрелы, для спуска и подъема шлюпок и трапов, а также для открытия и закрытия трюмов и твиндеков судна.

^ Бегучий такелаж содержат в хорошем техническом состоянии, производя его постоянную смазку и проверку на пригодность к работе. Смазка, производится смесью солидола и графитового порошка, называемая тировка. Тировку тросов производят после их очистки от ржавчины и старой смазки при помощи стальных щёток путем нанесения тонкого слоя смазки. Регулярно, перед началом грузовых работ, проводят проверку тросов и другого такелажного снаряжения (цепи, скобы, гаки, вертлюги, блоки) на предмет их пригодности к работе. Проверяют целостность металлических проволок, если на 8 диаметрах по длине троса имеется 10% побитых проволок, то трос подлежит замене на новый. Если на цепях гаках, блоках, скобах имеется износ, который составляет 10 и более процентов, то такое такелажное оборудование должно быть заменено. Обязательно проверяют работу конечных выключателей на поворот крана, подъём и опускания грузовой стрелы и грузового шкентеля.


Уход за стоячим такелажем заключается в следующем: регулярная покраска, если появилась ржавчина её удаляют и затем окрашивают рангоут, при потере 10% первоначального диаметра рангоута необходимо заменить этот участок на новый, вырезать повреждённый ржавчиной и вварить новый.

Стальные тросы применяют для бегучего и стоячего такелажа на современных судах. Это топенанты, шкентели, оттяжки, лопари талей, свистовы для открытия и закрытия трюмов. Растительные тросы применяют для второстепенных работ (оттяжки, фалини, стропы, леерное ограждение).

^ 1-3. Разрывная прочность троса . Разрывным усилием троса называется такое усилие на трос, при котором трос разрушается. Проверку разрывного усилия производят на заводе изготовителе и данные о разрывном усилии заносят в сертификат качества, который выдаётся на судно вместе с тросом и хранится на судне пока трос находится в работе. В сертификате также указывается завод изготовитель, материал изготовления, количество проволок в тросе, диаметр троса. Разрывное усилие троса необходимо для того, чтобы определить рабочую нагрузку троса.

Рабочая нагрузка – это такая нагрузка, при которой трос работает свободно, не разрушаясь. Чтобы определить рабочую нагрузку троса надо ввести запас прочности троса, для тросов, которые выполняют грузовые работы, (подъём грузов), запас прочности шестикратный, а для подъёма людей запас прочности двенадцатикратный. Пример как определить рабочую нагрузку троса: Разрывное усилие троса: 60 тонн (указано в сертификате качества) делим на 6 (запас прочности) и получаем рабочую нагрузку 10 тонн (60тонн: 6 = 10 тонн). Для подъёма людей вводим запас прочности 12 и получим - 60: 12 =5 тонн. Цифра 60 взята для примера, она может быть больше или меньше в зависимости от толщины троса.

^ 1- 4 Такелажное снаряжение судна. К предметам такелажного снабжения относятся гаки, рымы, обухи, утки, блоки, цепи, скобы и т.п. Среди множества гаков необходимо обратить внимание на грузовой гак, его отличие в том, что носик гака загнут внутрь и поэтому он не цепляется за судовые конструкции при грузовых работах. На гаках должно стоять клеймо с указанием безопасной рабочей нагрузки (SWL) Также глаголь-гак - это гак, который можно отдавать под натяжением, он используется при креплении каравана леса на палубе судна, а также при креплении плотов на палубе судна, леерное ограждение на шлюпочных палубах и в других подобных случаях. Рис 2.

Рис. 2. Гаки (а - обыкновенный простой; б - обыкновенный повернутьгй; в - вертлюжный; г - судовой грузовой гак; 3 - храпы; е - глаголь-гак): 1 - обушок; 2 - спинка; 3 - носок гака

Обух - это мощная конструкция, приваренная к палубе или судовой конструкции, которая выдерживает нагрузку вдвое больше чем рым. Рым - это кольцо, которое вмонтировано в обух, применяется для незначительных нагрузок. Коуши используют при изготовлении огонов на стальных и растительных тросах для предотвращения износа троса. Рис.3.

Рис. 3. Рым-2 и обух - 1. Коуши - 3.
Блоки бывают одношкивные и многошкивные, с двух блоков можно сделать тали для подъема груза. Канифас-блок, это блок с откидной частью (щекой) используется, когда требуется завести в блок трос не концом, а его серединой. Блоки должны иметь клеймо об его испытании и товарный знак завода- изготовителя. Рис.4.

Рис.4 Блоки:

а - одношкивные (1 - подвеска; 2 - оковка; 3 - теки, 4 - шкив; 5 -нагель; 6 - вкладыш; 7 - приспосо­бление для крепления коренного конца троса); б - грузовой (7 - под­веска; 2 - оковка; 3 - корпус; 4 - шкив); в - канифас-блок (1 - под­веска; 2 - оковка; 3 - шкив; 4 - на­гель; 5 - корпус; 6 - поворотный стопор; 7 - откидная часть).
1-5. Гордени и тали, их применение на судне. Гордень - это подъемное приспособление, состоящее из одношкивного блока, закрепленного неподвижно, и пропущенного через него троса (шкентеля). Гордень даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Применяется для изменения направления подъема груза. Рис.5.

Рис. 5. Гордень

Тали – это грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух блоков, через который проходит стальной или растительный трос, его ходовой конец называется лопарем. По назначению тали различают: шлюп-тали (для подъёма и опускания шлюпок), румнель-тали (управление рулём), хват-тали, (подъём небольших тяжестей). Рис.6.

Рис. 6. Основывание талей (а - 4-шкилевых; б - 6-шкивных):

I - блок с приспособлениями для крепления коренного конца троса;

II - второй блок; 1-7 - последовательность проводки троса
Многошкивные тали дают хороший выигрыш в силе и поэтому используется в грузоподъёмном механизме, особенно на тяжеловесных стрелах и кран-стрелах. При подъёме груза в 60 т. нагрузка на лебёдку будет не более 20 т. Многошкивные тали или гини используют на кранах и плавкранах для подъема больших грузов, они имеют два 8- или 12-шкивные блоки, которые позволяют поднимать груза от 100 до 2000 тонн.

На рис.7 использование гиней на тяжеловесной стреле.

Рис. 7.Тяжеловесное грузовое устройство с перекидной стрелой грузоподъемностью до 300 т (си­стема Штюлькена).

1-6.Техника безопасности при работе с такелажным оборудованием . Прежде всего инструмент для работы должен быть исправен и пригоден к работе. Нельзя использовать рымы для фиксации грузового гака, т.к. рым гораздо слабее обуха и при натяжении шкентеля грузовой стрелы или гака, рым разрушается и может травмировать работающих. При использовании талей необходимо убедиться, что обух, за который цепляют гордень или тали, должен быть надёжно закреплён, что предотвращает падение горденя вместе с грузом и травмирование работающих людей. Перед использованием скоб, цепей, блоков следует проверить степень износа работающих поверхностей и вертлюгов, износ не должна превышать 10% от первоначального диаметра. При изготовлении огона и использовании свайки нельзя стоять напротив работающего со свайкой т.к. очень часто свайка соскальзывает с троса и может нанести травму стоящему напротив. При обрубке прядей металлического троса зубило должно быть с приваренной ручкой или удлинённое, чтобы не травмировать руки держащего это зубило. Работать необходимо в очках и перчатках, безопасной является гидравлическая тросорезка.
Тема № 2. Техническая эксплуатация корпуса и помещений судна.

^ 1-7. Инструменты, используемые для ухода за судном. Для ухода за судном используют такие инструменты: кирки, шкрябки, металлические щётки, малярные кисти, катки (валики). А также механические инструменты: пневматические турбинки, пневматические молотки, пневматические зубила и т.п.

На больших площадях используют механические турбинки и механические щётки, а по углам, узкостям используют пневмомолотки и зубила, после этого поверхность хорошо зачищают металлическими щётками и, если надо, то обезжиривают растворителем. Только после этого поверхность готова для нанесения грунта, который, как правило, наносят 2-3 слоя, а затем 2 слоя эмалевой или эпоксидной краски. Для нанесения краски используют кисти (маховая, флейц, угловая кисть, маркировочная), а также валики разных размеров для нанесения краски. На больших заранее подготовленных поверхностях используют пневматические краско распылители.

Для удаления остатков цемента (белый налёт) используют жидкость «цемент ремувер», его разводят с водой в пропорции 1:4, наносят на поверхность, а затем смывают водой, эта жидкость токсична, поэтому надо защищать органы дыхания и глаза. Если на металле имеется налёт ржавчины, его можно удалять при помощи (раст ремувера), толстый слой ржавчины необходимо удалять механически. Для удаления потёков ржавчины на краске используют раствор щавельной кислоты с последующим смыванием водой.

^ 1-8. Лакокрасочные материалы, грунтовки, шпаклёвки. Лаки – растворы естественных и синтетических смол или их соединений с маслом и другими веществами в каком-либо летучем растворителе. В зависимости от плёнкообразующей основы лаки бывают масляные, алкидные, битумные, нитроцеллюлозные, поливиниловые, эпоксидные и др. Они используются как в чистом виде для покрытия деревянных и металлических конструкций, так и для приготовления различных эмалевых красок. Лаки на алкидной основе ПФ-283 и ГФ-166 используют для покрытий деревянных и металлических поверхностей. Масляные краски имеют в качестве плёнкообразователя натуральную и искусственную олифу. Эмалевые краски приготавливаются на лаках, эмали при высыхании образуют твёрдую блестящую с глянцем поверхность. Эмульсионные краски - быстросохнущие с пониженной горючестью и повышенной морозостойкостью, которые готовятся с применением латексов (сополимеры каучука). Специальные краски - необростающая, кислото и щёлочеустойчива. Они используются для окраски подводной части корпуса судна с целью предотвращения их от обрастания микроорганизмами.

^ Грунтовки и шпаклёвка. Грунты – это нижние слои лакокрасочных покрытий, т.е. слои наносимые непосредственно на окрашиваемую поверхность. Основное назначение грунта – предохранять поверхность металла от коррозии и обеспечивать хорошее соединение с последующими слоями краски. Грунты должны иметь низкую вязкость, чтобы проникать во все поры грунтуемой поверхности, высокую антикоррозийность и водонепроницаемость. Грунтовки различают для металлов и для лёгких сплавов, для цветных сплавов и для дерева. Масляные грунты используют для грунтовки поверхностей, окрашиваемых затем масляными красками. Для грунтовки металлических поверхностей выше ватерлинии применяют смешанный грунт, состоящий из свинцового и железного суриков. Для грунтовки деревянных поверхностей грунт разводится льняной олифой в соотношении 1:2. Для грунтовки оцинкованных поверхностей и конструкций из лёгких сплавов широко применяют цинковые белила. Протекторные грунты обладают защитными свойствами, которые основаны на том, что окрашиваемый металл становится катодом и не кородирует, а коррозии подвергается металлический пигмент (цинковая пыль).

Шпаклёвки - это густые замазки для выравнивания неровностей и шероховатостей на окрашиваемой поверхности. Основным компонентом шпаклёвки являются наполнитель - порошкообразный мел и плёнкообразователь – олифа или лак. В зависимости от плёнкообразователя шпаклёвки бывают масляные, лаковые, глинталевые, эпоксидные и др.

^ 1-9 Подготовка поверхности к покраске и покраска различных поверхностей. Стальные поверхности перед возобновлением покраски очищают от непрочно держащейся краски и ржавчины. В зависимости от размеров кородирующей поверхности её оббивают кирками или пневматическими молотками. Для непрочно держащейся краски применяют шкрябки, стальные щётки механические щётки и турбинки. Оббивку металла надо производить так, чтобы после этого не оставалось зазубрин и заусениц, насечек, усиливающих коррозию. Особенно тщательно производят очистку стыков металла и сварных швов и различные углубления на металле. Очищенную поверхность необходимо протереть ветошью, а если имеются масляные пятна, то протереть растворителем.

Оцинкованные и алюминиевые поверхности следует очищать с особой осторожностью, не допуская повреждения цинкового покрытия и окисной плёнки, т.к. это приводит к быстрой коррозии металла. Поэтому их лучше очищать скрябками и щётками. Очистку алюминиевых поверхностей следует производить алюминиевыми шкрябками.

Деревянные поверхности перед окраской должны быть сухими, чистыми, ровными, без отёков клея, жирных, масляных пятен. Влажность дерева пред окраской не должна быть более 15%. Окрашенные ранее деревянные поверхности очищают от непрочно держащейся старой краски скребками или песочной шкуркой. После прошкуривания поверхность вскрывают 1-2 раза натуральной олифой, в которую добавляют сухой охры для создания шероховатости, что способствует лучшему наложению краски.

До начала покраски необходимо подготовить состав краски и нужный цвет. При смешивании красок необходимо помнить, что не все краски могут смешиваться между собой. Во избежание свёртывания нельзя в нитрокраски добавлять масляные и краски содержащие уайт-спирит. Эмульсионные краски не смешиваются с эпоксидными. В связи с тем, что многие краски ядовиты и пожароопасны, при их подготовке необходимо соблюдать меры предосторожности.

^ 1-10. Ручная и механизированная покраска поверхностей. Ручная покраска поверхности производится при помощи кистей и валиков. Механическая покраска - это покраска при помощи краскопульта с распылителем. На судоверфях и судоремонтных заводах используют специальные покрасочные машины, которые занимают большую площадь для покраски и равномерно накладывают краску на поверхность корпуса судна.

Ручная покраска заключается в следующем: кисть или валик макают в краску, затем снимают лишнюю краску, обтирая кисть о досточку или корпус ведёрка, и лишь потом наносят краску на поверхность, не разбрызгивая её по палубе. При покраске валиком делают следующие движения: макают валик в краску и затем, не вытаскивая с ведёрка, выкатывают лишнюю краску на досточке, которая размещена внутри ведёрка и только после этого начинают покраску поверхности.

Для работы краскопульта необходимо подготовить достаточное количество поверхности для покраски, а затем готовят к работе краскопульт и подготавливают человека (покрывают обильно лицо вазелином, одевают одежду, которая закрывает всё тело), При покраске следует избегать попадания краски на резиновые уплотнения, иллюминаторы, осветительные приборы, смазывая стёкла солидолом или наклеивают на них бумагу.

^ 1-11.Судовые уборки на судне. Порядок уборки определяет старший помощник капитана совместно с судовым врачом.

Ежедневные уборки производятся лицами судового экипажа по своим заведованиям и по персональным каютам каждый день по утрам.

Санитарные авралы производятся под руководством старшего помощника и судового врача. При санитарном аврале делают мокрую приборку всей каюты, включая переборки, подволоки. Постельные принадлежности выносят на палубу, где их чистят и проветривают. Шкафы, рундуки и ящики очищают от ненужных принадлежностей и моют. Судовые палубы также подвергают полной мойке сверху и донизу, при этом моют переборки и палубы. Перед началом мойки судна собирают все судовые коврики и готовят для мойки. По окончанию мойки судна иллюминаторы промывают пресной водой, а затем протирают специальным раствором. Все медные детали после мойки надраивают до блеска. Санитарные авралы производятся раз в месяц и приурочиваются к приходу судна в порт или после длительной стоянки судна в порту. Выбрасывать за борт мусор, ветошь или сильно мыльную воду запрещено. Слив мыльной воды в туалет запрещено, т.к. она убивает бактерии фекальной системы, воду можно сливать в умывальник. После выхода судна с порта на судне обычно накапливается много мусора, поэтому пластик и крупный мусор сжигают в судовом инсинераторе, а мелкий мусор и пищевые отходы выбрасывают за борт, согласно требований конвенции МАРПОЛ 73/78.

^ 1-12.Дезинфекция и дезинсекция судна. Дезинфекция производится ежедневно и в особых случаях по указанию судового врача или старшего помощника, ежедневная дезинфекция производится в местах общего пользования для обеззараживания туалетов, ванн, бань, бассейнов и т.д. Цель ежедневной дезинфекции – предупредить возникновение инфекционных заболеваний на судне. При появлении грибковых заболеваний или чесотки, а также при тяжёлых инфекционных заболеваниях больной изолируется, а его вещи и постельное бельё подвергается санитарной обработке.

Дезинсекция производится экипажем под руководством судового врача или старшего помощника для уничтожения вредных насекомых (мух, тараканов, клопов и др.). При их появлении на судне производят сухую и влажную дезинсекцию. Сухая - это распыление различных ядовитых порошкообразных препаратов (хлорофоса, карбофоса, дихлофоса). Влажную дезинсекцию производят раствором едкого натрия или известково-керосиновой эмульсией. В случае необходимости СЭС производит также газовую дезинсекцию с применением хлорпикрина и дехлоритана.

^ Дератизация судна, получение свидетельства. Дератизация производится операторами СЭС с целью уничтожения грызунов (крыс, мышей) путём окуривания (газации) помещений ядовитыми веществами: сернистым газом, хлорпекрином, бромистым метилом. Судно швартуют к специальному причалу в порту. Помещения плотно закрывают и герметизируют, пищевые продукты убирают, экипаж выселяется с судна на время газации, вахта несётся на берегу. Дератизация судна производится 2 раза в год для судов загранплавания, для остальных - 1 раз в год. При отсутствии на судне грызунов, судно освобождается от дератизации и ему выдается свидетельство. Свидетельство о дератизации – это международный документ, который предъявляют по требованию санитарных служб порта.

Фумигация -это уничтожение вредителей груза, она производится на судне по окончанию погрузки судна пищевыми продуктами (зерно, жмыхи, тапиока и пр.). В нынешних условиях фумигацию делают в рейсе без выселения экипажа.

5. Рангоут и такелаж современного корабля

Совокупность вертикальных, горизонтальных и наклонных балок, установленных на верхней палубе, называется рангоутом (рис. 7). Рангоут служит для размещения постов наблюдения и визуальной связи, установки антенн радиотехнических средств и огней судовой сигнализации, подъема флажных сигналов и крепления деталей грузоподъемных устройств.

К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток, штаговая стойка, грузовые стрелы, шлюпбалки и выстрела.

На большом корабле обычно устанавливаются две мачты. Передняя называется фок-мачта, а задняя - грот-мачта. Иногда мачты состоят из вертикальной трубы и двух подкрепляющих наклонных труб. Такие мачты называются треногими.

Одинарные мачты состоят из собственно мачты и надставки к ней - стеньги. От мачты стеньга получает название фор- или грот-стеньги. Верхняя часть стеньги заканчивается небольшим диском - клотиком, который снабжается шкивами для пропуска фалов. Нижний конец мачты - шпор - проходит через отверстие - пяртнерс - в верхней палубе и прочно крепится в специальном гнезде, называемом степсом.

Рис. 7. Схема рангоута и такелажа корабля: а - такелаж выстрела (вид на борт корабля сверху):

1 - фок-мачта; 2 - фор-стеньга; 3 - фока-рей; 4 - фор-марса-рей; 5 - грот-мачта; 6 - гафель; 7 - грота-рей; в - грот-стеньга; 9 - флагшток; 10 - штаговая стойка; 11 - шлюпбалки; 12 - фок-ванты; 13 - фор-стень «ванты; 14 - топенанты рея (или стень-варгы); 15 - фор-стень-штаг; 16 - фока-штаг; П - грот-ванты; 13 - штаг-карнак; 19 - фалы сигнальные; 20 - грот-стень-контрштаг; 21 - выстрел; 22 - выстрел-топенант; 23 - будундук; 24 - выстрел-леер; 25 - выстрел-брао

Горизонтальная балка, подвешенная за середину к мачте или к стеньге, называется реем. Он используется для крепления сигнальных фалов. Наклонная балка, укрепленная на грот-мачте сзади, называется гафелем. На боевых кораблях и судах вспомогательного флота, находящихся на ходу, на гафеле поднимается Военно-морской флаг.

На судах транспортного флота и вспомогательных судах одним из предназначений мачт является крепление деталей грузовых стрел. Наиболее распространенными в этом случае являются следующие основные типы мачт: П-образные, грузовые колонны и Л-образные.

П-образная мачта состоит из двух колонн, соединенных в верхней части салингом, на котором устанавливается стеньга. Колонны представляют собой пустотелые стальные трубы, зачастую используемые и в качестве вентиляционных раструбов.

Парные грузовые колонны применяются там, где не предусматривается установка стеньги. В этом случае вместо салинга колонны соединяются в верхней части стальным уголком, тросом или прутком - ригелем.

Л-образные мачты представляют собой две наклоненные от бортов к середине судна трубчатые укосины, в верхней части соединенные салингом, который несет на себе стеньгу.

Применение таких типов мачт обеспечивает большой разнос стрел к бортам, что облегчает проведение погрузоразгрузочных работ.

Выстрел представляет собой горизонтальную металлическую или деревянную балку, вываливаемую на уровне одной из палуб, перпендикулярно борту, во время стоянки корабля на якоре. Служит для крепления за него спущенных на воду шлюпок (катеров) и удобства посадки в них людей.

Флагшток и штаговая стойка - это штоки, вертикально установленные соответственно на корме и носу корабля. Флагшток на корме служит для размещения на нем сигнальных огней и поднятия Военно-морского флага во время стоянки корабля на якоре или швартовах в дневное время. Штаговая стойка на носу корабля служит для размещения на ней якорных сигнальных огней и фигур, а также для поднятия флага «гюйс» (только на кораблях 1 и 2 ранга).

Такелажем называются снасти, служащие для оснастки рангоута. Снасти неподвижные, удерживающие рангоут в постоянном определенном положении, называются стоячим такелажем. Для его изготовления применяются жесткие стальные тросы, такелажные цепи, а иногда и прутковое железо. Снасти подвижные с системой блоков называются бегучим такелажем. Он изготовляется из растительных и стальных гибких тросов.

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

Глава I КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ КОРАБЛЯ В этой главе рассказывается, что представляет собой корабль как инженерное сооружение, каким требованиям он должен отвечать, из каких состоит частей, какими оснащен устройствами, системами,

Из книги Техобслуживание и мелкий ремонт автомобиля своими руками. автора Гладкий Алексей Анатольевич

2. Краткие сведения из теории корабля Корабль строится по рабочим чертежам, которые делаются на основе технического проекта. Основой же для составления технического проекта является теоретический чертеж (рис. 1) - плод кропотливой и длительной работы многих инженеров

Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко Владимир

3. Краткое описание мореходных качеств корабля Мореходные качества корабля начинаются с его способности плавать в определенном положении. Корабль плавает согласно закону Архимеда. Вспомните: «…На погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная массе

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

4. Корпус корабля и системы его набора В кораблестроении применяется много различных материалов: чугун, латунь, бронза, алюминиевые сплавы, дерево, пластики и пр., но для постройки корпуса основным материалом служит сталь. Бимсы, шпангоуты, стрингеры и другие детали набора

Из книги автора

7. Системы корабля Корабль имеет развитую сеть многочисленных трубопроводов, необходимых для его нормальной повседневной и боевой деятельности. Эти трубопроводы с относящейся к ним арматурой, механизмами и приборами называются системами. По своему назначению системы

Из книги автора

9. Общие понятия о главных и вспомогательных механизмах корабля Движители современных кораблей и судов приводятся во вращение силой главных двигателей, установленных на фундаментах в машинном отделении. Машинное отделение по праву считается сердцем корабля. Отсюда во

Из книги автора

8. Прокладка и определение места корабля по береговым предметам Существует два вида прокладки: предварительная и исполнительная (рис. 24).Предварительная прокладка выполняется до выхода корабля в море. Она заключается в подробном изучении района предстоящего плавания

Из книги автора

Как работает тормозная система современного автомобиля? Тормозная система автомобиля включает в себя рабочую тормозную систему и стояночную тормозную систему.Задача рабочей тормозной системы - уменьшение скорости движения транспортного средства и вплоть до полной

Из книги автора

Дополнительное оборудование современного автомобиля Дополнительное оборудование автомобиля предназначено, в основном, для улучшения комфортности и удобства поездки, а также для обеспечения необходимых условий движения. Среди наиболее распространенных видов

Из книги автора

Элементы современного окна При выборе окон главный вопрос: как сделать качественный выбор, который позволит забыть о холоде и сквозняках на долгие годы. Давайте подробно рассмотрим, из чего состоит окно, какие его элементы отвечают за защиту, тепло, долговечность,

Из книги автора

Освещение современного жилища Для создания хорошей освещенности нужно совсем немного: достаточное количество света, не искажающего краски окружающего мира. И желательно достигать этого с минимальными затратами.Для оценки качества источников света специалисты

На каждом судне присутствует комплект корабельных снастей, используемых для подъема и спуска трапов, шлюпок и различных грузов, а также для фиксации и поддерживания рангоута. Такелажные цепи обеспечивают крепление транспортируемых грузов и помогают удерживать надстройки в правильном положении. От состояния надпалубных конструкций во многом зависит пригодность судна к эксплуатации.

Компания «Шахтинские механические мастерские» поставляет судовой такелаж собственного производства в города: Ростов-на-Дону, Калининград, Выборг, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень, Симферополь, Новосибирск, Красноярск, Воронеж, Мурманск, Архангельск, Свердловск, Нижний Тагил, Казань. Мы занимаемся выпуском широкого ассортимента продукции, используемой в судостроении и в ремонте кораблей. У нас Вы можете приобрести такую оснастку, как:

  • Сварные кнехты
  • Корабельные коуши
  • Обухи и скобы
  • Треугольные планки
  • Талрепы и многое другое

Предлагаемая оснастка такелажа судового изготавливается из качественных материалов, устойчивых к коррозии, к воздействию морской воды и негативных атмосферных факторов. Наши такелажные изделия проходят сертификационные испытания, подтверждающие их соответствие требованиям ГОСТ.

Сфера применения изделий

Коуш представляет собой изделие из металла, выполненное в форме овала, треугольника либо замкнутого кольца. Данная снасть предназначается для предотвращения перетирания канатов при креплении к конструктивным элементам, присутствующим на палубе корабля. Запрещено применять на судне коуши, которые имеют отслоения, трещины и прочие видимые повреждения.

Такелажные скобы состоят из нескольких компонентов – проушин, лапок, спинки и штыря. Скругленные скобы подходят для фиксации канатов искусственного и природного происхождения, а прямые – для крепления всех тросов без исключения.

(назначение, состав, меры безопасности при обслуживании).

Рангоут судна с механическим двигателем - это деревянные или металлические конструкции, воспринимающие нагрузки, действующие на грузоподъемные устройства и обеспечивающие несение огней, дневных сигналов, государственного флага и антенн.

К рангоуту судна с механическим двигателем относятся грузовые мачты и полумачты (колонны для грузовых стрел), грузовые стрелы, сигнальные мачты, кормовой флагшток, гафель и гюйсшток.

Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции сигнальных мачт.

Большие суда, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (передняя, т.е. первая от носа судна) и грот-мачту (задняя, т.е. вторая от носа судна). Малые суда могут нести одну мачту, которая называется грот-мачтой.

В общем случае мачта представляет собой стальную трубчатую цилиндрическую или коническую конструкцию. Верхний конец мачты называется топом, нижний - шпором. Продолжение мачты вверх называется стеньгой. В большинстве случаев деление мачты на собственно мачту и стеньгу лишь условно. Стеньги носят названия по мачтам: фор-стеньга, гротстеньга.

Для установки грузовых стрел на сухогрузных судах большой грузоподъемности, кроме грузовых мачт, применяют также цилиндрические или конические трубчатые одиночные и парные конструкции, которые называются полумачтами или грузовыми колоннами.

По конструкции грузовые мачты бывают одиночные, П-образные, двуногие (Л-образные) и трехногие.

К мачтам и стеньгам, как к неподвижному рангоуту крепится подвижный рангоут, который может разворачиваться вокруг мачт, и стеньг или перемещаться по ним вверх или вниз. К такому рангоуту в первую очередь относятся грузовые стрелы.

Грузовая стрела балка, шарнирно соединенная с мачтой и обеспечивающая соответствующее расположение груза и про ведение грузовых операций.

Рангоут, закрепленный за середину мачты или стеньги, называется реем, а закрепленный за один из концов - гафелем.

Рей - это металлическая или деревянная часть рангоута которая крепится к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно диаметральной плоскости судна. На нём располагаются одношкивные блоки, в которые основываются сигнальные фалы. Концы рея называются правым и левым ноками соответственно бортам судна. Если на мачте рей не один, то нижний рей на фок-мачте называется фока-рей, на грот-мачте - грота-рей. Верхний рей на фок-мачте называется фор-марса-рей, на грот-мачте - грот-марса-рей. На сугубо сигнальных мачтах верхний рей называется антенный рей, нижний - сигнальный рей.

Гафель располагается на грот-мачте ниже грота-рея под углом (если на мачте имеется грота-рей). Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя - ноком. В нок гафеля врезан шкив для прохода фала с государственным флагом, который поднимается на гафеле на ходу судна.

Флагшток - металлический или деревянный шток, установленный на корме судна, который предназначен для подъема государственного флага, когда судно стоит на якоре или у причала.

Такелаж судна - это совокупность снастей служащих для поддержания и крепления рангоута, а также для подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и т.п. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута, а также для восприятия части внешних сил, действующих на рангоут. Снасти стоячего такелажа_крепят неподвижно и непроводят через блоки. К стоячему такелажу относятся: банты, стеньгы, штаги, контр-штаги, фордуны, бак-штаги, штаг-карнаки и т.п.

Ванты - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты и стеньги с боков. Верхние концы вант крепят за обухи на топе мачты или на концах салинга, нижние - через талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов. В зависимости от наименования мачт судна, которые раскрепляются бантами, последние носят названия фока-ванты, грот-ванты.

Стень-ванты крепят верхними концами к обухам на топах стеньг, нижними концами через талрепы за обухи на салингах. В зависимости от наименования стеньг судна стень-ванты получают названия: фор-стень-ванты, грот-стень-ванты.

Штаги - тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к носу судна и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении. Штаги могут быть: фокаштаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.

Контр-штаги - тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к корме судна. Контр-штаги могут быть: фока-контр-штаги, грот-контр-штаги, фор-стень-контр-штаги, грот-стень-контр-штаги.

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие верхние части рангоута, труб, шлюпбалки с боков. Сообразно с назначением бакштаги получают дополнительные названия - бакштаги шлюпбалок, бакштаги дымовых труб, грот-стень-бакштаги и т.п.

Фордуны - снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.

Штаг-карнак - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами. Если снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-штаг-кар- нак.

К бегучему такелажу относятся: фалы, лопаря талей и горденей, шкентелей грузовых стрел, оттяжки, топинанты и т.п.

Фалы - тонкие растительные тросы, предназначенные для подъема флагов, дневных знаков, антенн.

Шкентели стрел и горденей служат для подъема и спуска грузов.

Оттяжки используются для разворота и удержания грузовой стрелы в рабочем положении.

3.2 Якорное устройство судов представляет собой совокупность изделий, приспособлений и механизмов, предназначенных для отдачи или отрыва якорей от грунта, выборки, крепления и хранения якорей и якорных цепей. Основным назначением якорного устройства является обеспечение надежной стоянки судна на свободной воде за счет удержания его за грунт на месте якорной стоянки в море, на рейдах и у причалов в портах. Кроме того, якорное устройство служит для торможения судна при швартовках и обеспечения отхода судна от причала при прижимных ветрах, при опасности столкновения с другими судами, для безопасного плавания и разворота в узкостях и для снятия судна с мели.

Якорное устройство включает следующие основные части: якоря, якорные цепи, якорные и палубные клюзы, брашпили или шпили, стопоры различных систем, цепные ящики.

Якоря по своей конструкции можно разделить на три основные группы.:

а -Холла: 1-веретено; 2-лапа; З- коробка; 4- гребень; 5 -отверстие для штыря; 6-прилив; 7-якорная скоба;

б -Матросова: 1- веретено; 2 -лапа; 3 -прилив; 4- фланец; в-адмиралтейский: 1 -веретено; 2-рога; 3-тренд; 4-лапа: 5- носок;6- буртик штока; 7- отверстие в штоке для чеки; 8- шток.

Якорь Холла. Лапы этого якоря могут вращаться в обе стороны от веретена на угол 40-45°. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не представляет опасности для других судов на мелководье и исключается возможность запутывания на него якорь - цепи. Но его держащая сила меньше, чем у адмиралтейского, и составляет от трех до четырех весов самого якоря, Однако, несмотря на этот и другие некоторые недостатки, якоря Холла, благодаря быстроте отдачи и простоте уборки (они втягиваются в клюз и не требуют особого крепления), получили на морских судах самое широкое распространение.

Якорные цепи служат для соединения якоря с судном.

Якорная цепь выделывается отдельными кусками, называемыми смычками, длиной по 25 метров каждая. Смычка составляется из отдельных звеньев, имеющих овальную форму, с распоркой (контрфорсом) в средней части, которые повышают прочность звена на 20%.

Отдельные смычки якорь-цепи соединяются между собой соединительными скобами.

Толщиной якорь-цепи (калибром) считается диаметр прутка стали, из которого изготовлено нормальное звено. Калибр измеряется в мм.

Смычки якорь-цепи в зависимости от их расположения разделяются: на якорную, крепящуюся к якорю: на промежуточные и на коренную, крепящуюся к корпусу судна и устройству для быстрой отдачи якорь-цепи. Это устройство оборудуется в верхней части цепного ящика с выводом рукоятки отдачи на верхнюю палубу.

Якорная смычка состоит из вертлюга, служащего для того, чтобы якорь-цепь не перекручивалась якорем, из концевого звена и минимапьного количества общих и увеличенных звеньев. Якорная смычка должна соединяться со скобой якоря с помощью концевой скобы.

Коренная смычка якорь-цепи посредством жвака-галса крепится к прочной детали набора судна. Жвака-галс состоит из отрезка цепи нормального диаметра, один конец которого простой скобой крепится за набор корпуса, а другой соединяется с концевым звеном последней смычки глаголь-гаком.

При работе с якорями всегда надо точно знать какое количество якорь-цепи вытравлено за борт. Для этой цели якорь - цепи маркируют установленным образом. Вес и длина якорной цепи увеличивает держащую силу якоря, поэтому для обеспечения надежной стоянки на якоре обычно вытравливают цепь длиной, равной четырем глубинам - при глубине около 20 м, трем глубинам - при глубине 30-50 м и двум с половиной глубинам - при глубине 50- 100 м. Постановка на якорь производится обычно на глубине 15-30м, реже - до 80- 100м.

Якорные и палубные клюзы. Якорные цепи с верхней палубы убираются в цепные ящики через палубные клюзы, состоящие из клюзовых труб, которые в верхней и нижней частях заканчиваются раструбами. Кроме того, верхняя часть палубного клюза имеет невысокий комингс с закругленными краями. Он служит для крепления на нем специального закрытия, защищающего цепной ящик от попадания в него воды. Через якорные клюзы проходит якорная цепь при отдаче якоря, а при съемке с якоря в них входит веретено якоря.

Якорные механизмы. Подъем и отдача становых якорей на морских судах производится при помощи специальных якорных механизмов, к которым относятся брашпили или шпили. Брашпиль представляет собой якорно-швартовное (двухъякорное) устройство, у которого ось вала расположена горизонтально.

Брашпиль является разновидностью мощной лебедки, имеющей приспособление для выбирания и отдачи якорей. На главном валу брашпиля симметрично насажены две звездочки, имеющие углубления для захвата якорь-цепи. Каждая звездочка или, как ее еще называют, цепной барабан имеет приспособление для соединения и разобщения с валом брашпиля. Эту роль выполняет специальная кулачковая или фрикционная муфта.

для подъема якоря соответствующая звездочка сообщается с валом и при работе брашпиля якорь-цепь выбирается. для удержания якоря после остановки двигателя звездочка зажимается ленточным стопором, имеющим стальную ленту, охватывающую почти всю окружность тормозного диска, находящегося рядом со звездочкой. Стопор зажимается вращением рукоятки винтового привода, стягивающего концы стальной ленты, причем концы ленты закреплены так, что трение ленты о диск ускоряет зажатие стопора.

В походном положении звёздочки брашпиля должны быть разобщены. Якоря удерживаются в клюзах ленточными и дополнительно винтовым, цепным или тросовым стопором. Управление и уход за брашпилем возложены на боцмана, а уметь управлять им должен каждый матрос Iкласса.

Стопоры якорных цепей. Кроме ленточного стопора брашпиля, каждая цепь снабжается палубным стопором, который устанавливается между брашпилем и якорным клюзом. Стопора бывают следующих видов: винтовой, стопор с накидным палом, стопор Легофа. Помимо палубного, на каждую цепь имеется дополнительный цепной стопор.

Палубные и цепные стопоры применяются, в основном, для крепления якорной цепи по-походному. При стоянке на якоре цепь удерживается обычно только ленточным стопором.

Цепной ящик. По числу якорей ящик разделен перегородкой на два отсека. На современных судах цепные ящики делаются по возможности круглого сечения, глубокими и узкими, чтобы цепь, ложащаяся в нем гор- кой, не могла упасть и образовать завал. На старых судах во избежание этого цепь укладывают в цепной ящик вручную матросы, используя при этом специальный железный крюк, называемый обгалдырем.

Для удаления воды из цепного ящика ставится помпа. Если под палубой бака находятся какие-либо помещения, то якорь- цепь проходит через них в массивных цепных трубах.

Теплоход «Хаджибей» оснащен : двумя якорями холла по пол то н ны каждый.. якорные цепи – 2шт, 6 смычек по 25 м. на каждой, якорные и палубные клюзы, жвакагалсы, стопоры, цепной ящик разделен на два отсека. Тип брашпиля вертикальный электрический. Имеет ленточный стопор, винтовой стопор и дополнительный стопор .

Меры безопасности при обслуживании:

Перед отдачей и выборкой якорей необходимо убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и в районе клюзов, а на стоянках – также в отсутствии людей на беседках и плавсредствах под клюзами;

Запрещается находиться на линии цепи впереди или позади брашпиля во время его работы;

Запрещается при стоянке в портах оставлять якорные цепи закрепленными только ленточными стопорами.



3.3. Швартовное устройство предназначено для обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другого судна. Основными деталями его являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмы для выбирания швартовов.

В качестве швартовных тросов могут использоваться как растительные, так и стальные тросы. На нефтеналивных судах применяют только растительные тросы, так как стальные могут быть причиной образования искр, что может привести к пожару.

На одном конце швартовного троса имеется петля – огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.

Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так в одинарные.

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10.

В тех случаях, когда судно имеет фальшборт, в нем для пропуска швартовов с судна на берег делают швартовный. Клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями.

В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульс. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов в снижают усилие, необходимое для их выбирания.

Для хранения стальных швартовных тросов используют вьюшки, представляющие собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы.

Швартовное устройство, как правило, не имеет специальных механизмов. для выбирания швартовных тросов используют брашпиль и грузовые лебедки, для чего на них имеются швартовные турачки. И только в корме, где нет никаких механизмов, устанавливают специальный швартовный шпиль.

Состав – швартовные тросы – 8 шт, по 60 м, из синтетических волокон; вьюшки и банкеты; кнехты; киповые планки и швартовные клюзы; бросательные концы; проводники (при необходимости); стопоры на швартовах; кранцы; швартовные механизмы.

Меры безопасности при обслуживании - запрещается:

Работать швартовными механизмами, имеющими какие-либо неисправности;

Находиться на линии направления направления тяги как впереди, так и позади механизма;

Находиться внутри угла, образованного швартовом, подданным через киповую планку или отводной роульс;

Находиться внутри бухты или разнесенных по палубе шлагов троса;

При обнаружении на тросе колышек их следует осторожно разогнать, не пользуясь при этом силой механизмов, т.к. трос в этом случае неизбежно будет испорчен;

При необходимости соединить два проволочных троса следует применять скобы, а не завязывать их узлом;

Огоны должны быть на обоих концах швартова, т.к. в случае необходимости это позволит быстро соединить два троса скобой или подать на берег трос любым концом;

При работе с тросами надлежит пользоваться рукавицами без застежек;

Цепные и растительные стопоры должны иметь клейма о проверке;

Лицо, накладывающее на швартов стопор, должно находиться со стороны, противоположной натяжению троса после отдачи стопора;

Перед подачей на берег бросательного конца должен подаваться оклик «Берегись!»;

Выбирать на судне трос, завезенный на бочку, пока на бочке находиться человек;

Запрещается крепить швартовы на турачках механизмов даже на короткое время;

По окончании швартовных операций все механизмы должны быть выключены, швартовы, кранцы и бросательные концы убраны на место, а вьюшки и бухты троса закрыты чехлами;

Выходить на швартовку необходимо в одежде по сезону, с застегнутыми пуговицами, в противоударной каске.

3.4. Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные кнехты или специальные тумбы, называемые битенгами.

Буксирное устройство на судне отсутствует. Так как по конструкции судно данной проекции не может

буксировать какие либо суда, а также по правилам пассажирские суда не могут производить буксировку.

3.5. Леерное устройство – предназначено для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта.

Состав – леерные стойки высотой не менее 1,0 м, поручни и лееры – стальные прутки или тросы, пропущенные в два-три ряда через леерные стойки. Там, где это необходимо, леерное устройство делается съемным или заваливающимся.

Меры безопасности при обслуживании – смотреть, что бы не было разрывов, загибов, что бы не пораниться. Наблюдать за целосностью.

Тентовое устройство – предназначено для защиты открытых палуб от осадков, защиты пассажиров от ветра и осадков. Пластиковые. Где необходимо тентовое устройство делается съемным.

Меры безопасности при обслуживании – смотреть чтоб не было разрывов, не сорвало ветром, наблюдать за целосностью во избежение несчастных случаев.

Наружный трап – служит для перехода с судна на берег.

Состоит – длинна до 5 м., ширина 600 мм.


3.6.шлюпочное устройство отсутствует. В наличии только плоты.

Плот спасательный надувной (ПСН), количество – 12 шт, вместимостью по 20 человек каждый.

Состав – камера плавучести и соединенные с ней надувные дуги, которые поддерживают двухслойный тент; днище плота также надувное.

Назначение – для спасения пассажиров и членов экипажей надводных кораблей и судов в любых широтах мирового океана.


Раздел первый
МОРСКИЕ УЗЛЫ
1. Прямой узел
2. Рифовый узел
3. Двойной прямой узел
4. Плоский узел
5. Простой штык
6. Штык со шлагом
7. Штык с обносом
8. Рыбацкий штык
9. Связывание тросов штыками
10. Выбленочный узел
11. Задвижной штык
12. Буйрепный узел
13. Беседочный узел
14. Двойной беседочный узел
15. Калмыцкий узел
16. Боцманский узел
17. Сваечный узел
18. Шкотовый узел
19. Брамшкотовый узел
20. Гинцевый узел
21. Удавка
22. Затягивающаяся удавка
23. Гачный узел
24. Гачный узел со шлагом
25. Двойной гачный узел
26. Буксирный узел
27. Узел «кошачьи лапки»
28. Узел для уменьшения длины стропа
29. Узел для уменьшения длины троса (первый вариант)
30. Узел для уменьшения длины троса (второй вариант)
31. Узел для уменьшения длины троса (третий вариант)
32. Узел «восьмерка» (первый вариант)
33. Узел «восьмерка» (второй вариант)
34. Стопорный узел
35. Крепление троса на кнехтах
36. Крепление нескольких швартовов на пале
37. Крепление троса на утке
38. Крепление троса на нагеле
39. Крепление троса за рым
40. Шлюпочный узел
41. Рыбацкий узел
42. Рыбацкий огон
43. Фаловый узел
44. Затягивающийся огон
45. Бочечный узел первый вариант)
46. Бочечный узел (второй вариант)
47. Привязывание бросательного
49. Топовый узел (первый вариант)
50. Топовый узел (второй вариант)
51. Узел для ввязывания риф-штертов в парус

Раздел второй
МАРКИ И БЕНЗЕЛИ
52. Простая марка
53. Самозатяжная марка
54. Марка со змейкой
55. Марка с пробивкой
56. Полубенэель
57. Бензель с крыжом
58. Прямой (круглый) бензель

Раздел третий
СПЛЕСНИ И ОГОНЫ
59. Коротким сплесень
60. Комбинированный сплесень на растительном тросе
62. Короткий сплесень на стальном тросе
63. Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе
64. Простой огон
65. Огон с коушем
66. Простой огон на стальном тросе
67. Огон с коушем на стальном тросе
68. Комбинированный способ пробивки
69. Концевые обоймы для стальных тросов
70. Разрубной огон
71. Подкововидный огон

Раздел четвертый
КНОПЫ И МУСИНГИ
73. Крест
74. Простой кноп
75. Кноп без пробивки
76. Талрепный кноп
77. Стопорный кноп
78. Сдвижной кноп
79. Мусинг
80. Оплетение мусингов

Раздел пятый
РАЗЛИЧНЫЕ ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ
81. Распускание бухты троса
82. Приспособление для очистки стального троса от смазки
83. Тренцеванне тросов
84. Клетневание тросов
85. Укрепление концов тросов
86. Плетение сезней
87. Оплетка штыками
88. Горизонтальная оплетка
89. Диагональная оплетка
90. Плетеный мат
91. Шпигованный мат
92. Фигурный мат
93. Бросательный конец
94. Овальные в круглые мягкие кранцы
95. Цилиндрический кранец для шлюпок
96. Кранец для буксирных и ледокольных судов
97. Кранец из троса
98. Деревянный кранец
99. Беседка для работ на мачтах и трубах
100. Беседка для забортных работ
101. Шторм-трап
102. Шторм-трап
103. Грузовые стропы из растительного троса
104. Бочечный строп
105. Простой грузовой строп из стального троса
106. Грузовой строп с огонами
107. Грузовой строп с огонами для
108. Строп для скота
109. Грузовые сетки
110. Предохранительные сетки
111. Предохранительные сетки на грузовые люки
112. Кренгельс-строп
113. Шкентель с мусингами
114. Штерт для ведра
115. Штерт для кранца
116. Якорный канат для якорей-кошек
117. Кренгельс рулевого весла спасательных шлюпок
118. Гак для удаления с якоря посторонней якорной цепи или троса
119. Палубная швабра

Раздел шестой
ТАЛИ
120. Остропливание блоков
121. Гордень
122. Тали, основанные между двумя
123. Тали, основанные между двухблоками
124. Тали, основанные между двумя двухшкинными блоками
125. Гини
126. Тросовый талреп

Раздел седьмой
ПЛАСТЫРИ
127. Учебный пластырь
128. Шпигованный пластырь
129. Пластырь облегченного типа
130. Кольчужный пластырь
131. Деревянный пластырь с мягкими бортами

Раздел восьмой
ПАРУСА, ЧЕХЛЫ И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАРУСИНЫ
132. Виды швов
133. Люверсы
134. Кренгельсы
135. Углы парусов
136. Паруса парусных и парусно-моторных судов
137. Паруса спасательных шлюпок морских транспортных судов
138. Пришнуровывание паруса к рейку
139. Чехол на рабочую шлюпку
140. Чехол на спасательную шлюпку
141. Способ шнуровки чехла шлюпки
142. Чехол на парусное вооружение
143. Чехол на магнитный компас УКПМ
144. Чехлы на гирокомпасы типа «Курс»
145. Чехол на пелорус гирокомпаса типа «Курс»
146. Чехол на вьюшку для троса
147. Чехлы на вентиляторы
148. Чехол для пластыря
149. Зонт для грузового люка
150. Палубный тент
151. Брезенты
152. Мешок для масла
153. Ведро парусиновое
154. Плавучий якорь для шлюпок