Путешествие на парусниках по озеру кереть. Полноприводное патрулирование Озеро серебряное карелия

19.12.2023

Озеро Кереть и река Кузема.
Озеро Плотичное, озеро Кереть -река Нива-озеро Вингели -волок в озеро Зимнее -Верхнее Кумозеро -волок в Нижнее Кумозеро -река Кузема -Белое Море -станция Кузема 10-27 июля 2007 года. Катамаран-3 +КНБ +каяк(потом)+ катамаран(в конце похода). Детский поход, 5 человек, из них двое детей 7 и 9 лет, +1(позже) +1(в конце похода).
Заброска.
От Ленинградского вокзала города Москвы до станции Лоухи мы добирались на поезде №212. Отправление поезда №212 из Москвы в 1-17, прибытие на станцию Лоухи в 4-28. Стоимость полного плацкартного билета 951 рубль, стоимость детского билета 334 рубля.
Наша группа на начало похода состояла из двух судов. Я с Галей и сыном Ваней на лёгком катамаране и Марина Галкина с сыном Серёжей на КНБ.
На станции Лоухи было несколько водителей. Пока я выгружал вещи и оттаскивал их в сторону от поезда, к Марине и Гале подошёл водитель шестиместной Газели с кузовом и предложил заброску за 200 рублей с человека. Потом он снизил цену до 500 рублей с группы. Они подошли ко мне и сообщили об этом. Узнав, что с нас хотят 500 рублей за 12 километров, я сразу сказал, что пойду искать другие варианты, так как хотел доехать за 200 рублей. Видимо на лице у меня это было написано очень явно. Немного помявшись, водитель снизил цену до 300 рублей со всей группы. Мы согласились и через 30 минут были у места стапеля на берегу озера Плотичное. Место очень сильно замусоренное и вытоптанное. Оно расположено среди сосен, где автодорога подходит близко к воде, рядом песчаный пляж. За пляжем, чуть вдалеке, на холмистом кривом месте среди скал расположена красивая стоянка.
Остальные группы за подобную заброску заплатили от 600 рублей за трёх человек до 800 за 8 человек (одна машина). Нам просто очень повезло, что водитель согласился на минимальный вариант. В сезон цены сильно увеличиваются.
Дневник маршрута.
11 июля.
Дров на месте стапеля мало. Свалили двуручной пилой большую сушину вдалеке от стоянки за автодорогой.
Собравшись, мы пересекли озеро Плотичное между островами, взяв курс мимо острова Матюши на мыс косы. Далее прошли по узкому заливу до соединения с озером Северное. На озере Плотичное красиво смотрится вершина т. 192 метра, выделяющаяся на фоне озера и островов.
По озеру Северное пошли на остров Большой. Озеро Северное красивое, много островов. На ночёвку встали к востоку от острова Большой на красивом узком мысу. Здесь несколько стояночных мест, есть бани. Полуднёвка. Вдоль озера в направлении север-юг иногда проезжают моторные лодки. Утром они едут на юг, вечером- на север.
12июля.
Ночью и утром шёл дождь. Обошли остров Гирвас с запада. Погода улучшилась, но ветер сильный. На обед и ужин встали на острове перед выступающим мысом западного берега. Полуднёвка. Вечером дождь.
13 июля.
Обогнули мыс западного берега, отсюда открылись красивые виды на несколько километров на восток. Много лесистых островков. Обошли с запада остров Лотенчан, на болоте набрали немного недоспевшей морошки. В острове Эртен есть протока. Остров состоит из двух частей, что противоречит карте. Обошли мыс у острова Курман, после чего дальше двинулись по западной протоке. Перед заходом в озеро Рухнаволок мы свернули во внутреннее озерко, находящееся к северо-востоку от горы Вичаны. На повороте на восточных мысах острова расположены хорошие стоянки. Мы зашли во внутреннее озеро, чтобы посмотреть на гору Вичаны. Но с воды она не выделяется над береговой линией. Озеро у подножия горы Вичаны имеет топкие, поросшие лесом берега. Мы вернулись на стоянку, расположенную на восточном мысу и встали там на ночёвку. Недалеко от этой стоянки расположен скальный гребень, с вершины которого открываются великолепные виды на окрестности. Скальный гребень выходит прям из мха.
14 июля.
Прошли озеро Рухнаволок. Обогнули мыс восточного берега, на котором расположена стоянка «Окунёвый мыс». Против ветра прошли озеро Нален. Обогнули мыс западного берега и прошли между ним и островом Лусикон в северный залив Пиртозера. Здесь, на мысу в северо-восточном углу Пиртозера мы встали на ночёвку. Вокруг стоянки непроходимые завалы из поваленного леса. На стоянке росла полянка подосиновиков. Вдоль озера редко проезжают моторки.
15 июля.
Прячась от ветра, прошли Пиртозеро западнее островов, расположенных в центре озера. Оттуда взяли курс на устье реки Нива. Оно укрыто в зарослях тростника. По Ниве поднялись против течения. Течение вначале посильнее, потом слабеет, но сохраняется до озера Рикка, где и находится её исток. Русло реки петляет среди болотистых берегов. Много кувшинок и белых лилий. Ближе к озеру Рикка временами русло Нивы совсем прямое.
Озеро Рикка заросло тростником, берега топкие, на восточном берегу озера видны то ли строения, то ли выходы скал.
Озеро Вингели красивое, похоже на озеро Кереть. Есть острова, мысы, выходы скал, стоянки, избы рыбаков. Сначала мы пытались найти тропу волока в юго-восточном углу южного залива озера. Но не нашли, изучив большую часть залива. Тогда вернулись и прошли в юго-восточный залив озера Вингели. Прошли в его юго-восточный край, куда впадает ручей, и там обнаружили нужную стоянку, откуда начинается тропа волока в озеро Зимнее.
16 июля.
Тропа волока очень красивая. Она проходит по сухим местам, иногда преодолевая небольшие заболоченные участки. На начальном участке вдоль тропы растёт густая берёзовая поросль. Между деревьями остаётся узкий проход. Не разобранная байдарка, а тем более катамаран, местами с трудом вписываются на поворотах между ними. Тропа преодолевает низины и взбирается на гряды. Погода ветреная, дождь, холодно.
Тропа волока сначала идёт на восток метров 500, потом она поворачивает на юг и через метров 300 пересекает мощный ручей. За пересечением ручья ещё около полутора километров, после чего чуть в стороне от тропы сначала слева показалось небольшое озеро среди болотной низины. Немного погодя, справа, было видно озёро побольше. Потом тропа выходит к стоянке на ровной площадке среди больших сосен. От стоянки до озера Карасёво остаётся около 150 метров по заболоченному берегу озера.
Озеро Карасёво пересекли на вёслах. В восточном углу озера впадает один ручей, в северо-западном углу, впадает другой. Ручьи вытекают из озёр, которые были видны с тропы волока перед стоянкой в соснах. Из южной части озера Карасёво вытекает мелкий ручей шириной около 2-3 метров. Через него есть перекинутые брёвна, встречаются завалы. На юго-восточном берегу озера Карасёво расположена великолепная стоянка в соснах, основанием для которой служит огромная скальная плита, выходящая из воды. Стоянка очень уютная. Во время заката со стоянки открывается великолепный вид на заболоченную низину, освещённую бардово-красными цветами. Вышло солнце, стало тепло и красиво. Полуднёвка.
Здесь мы догнали Ольгу Аксёнову, идущую похожим маршрутом в одиночку на каяке. Дальше мы пошли вместе.
17 июля.
При продолжении волока мы сразу решили идти пешком с не разобранными судами, а не использовать ручей, вытекающий из озера Карасёво. Тропа волока сначала идёт вдоль долины ручья по левому его берегу. Она проходит по просеке север-юг, которая начинает прослеживаться среди леса, в 150 метрах от стоянки. Далее тропа волока хорошо прослеживается. Тропа была местами помечена кусочками красного прошлогоднего скотча. До первого пересечения ручья от стоянки около 500 метров. Ручей имеет ширину от 1 до 4 метров, много камней и завешенных над ним брёвен. Есть проход для каяка на некотором расстоянии. Сначала возникло желание попробовать проводку судов, но, немного подумав, мы решили продолжать пешку по продолжению просеки север-юг на другой стороне ручья. Перечалили суда через ручей и понесли их дальше. После ручья просека север-юг прослеживается хуже. Тропа слабее, местами она теряется. Но если внимательно проследить линию движения, то она через некоторое время снова находится.
Живописные моховые болота с чахлыми сосенками сменяются лесными участками с твёрдой почвой и камнями. Болота очень красивые, много листьев морошки, ягод не было. Примерно через 1.3 километра после первого пересечения ручья мы второй раз вышли к нему. Тропа очень слабая, в этом году до нас никто по ней ещё не проходил. Похоже, что и в прошлом году по тропе между первым и вторым пересечениями ручья прошло не много народа. В месте второго пересечения ручей уже большой. Его ширина около 20 метров, из них 5 метров чистой воды с большой глубиной, а остальное пространство представляет собой подтопленный луг, заросший тростником, где глубина не более 30 сантиметров. Течение слабое, ручей сильно петляет по луговине среди тростника. На обозримом протяжении ручья всюду есть свободная для прохода полоса открытой воды.
На противоположном берегу ручья после второго его пересечения продолжается слабо прослеживающаяся просека и еле заметная тропа. Здесь кто-то когда то ходил. Мы решили пойти по основной тропе волока. Для этого мы погрузились на суда и пошли против течения вверх по ручью. Прошли около 150 метров на восток и в месте перегиба русла ручья с направления запад-восток на направление север-юг вышли на юго-восточный берег ручья. Здесь есть два кострища и отсюда прослеживается продолжение тропы волока. Одно кострище расположено в 50 метрах от ручья, другое удалено на 100 метров в глубину леса.
После второго пересечения ручья тропа волока на озеро Зимнее идёт в направлении на юго-восток. Снова красивые участки болот сменяются участками леса. Местами тропа хорошо заметна, а местами она полностью теряется. В самом начале, после второго кострища тропа хорошо прослеживается на протяжении 50 метров, а потом исчезает и продолжается она уже на болоте. Здесь встретились две маркировки кусочками прошлогодней изоленты. Одна из маркировок не правильная и теряется.
Километра через полтора мы вышли к третьему пересечению с ручьём, загрузили вещи на катамаран и переправились на противоположный берег. Здесь ручей мелкий и широкий, но заваленный и илистый. В 50 метрах выше по течению расположена бобровая плотина. По ней, в принципе, можно перейти ручей в резиновых сапогах.
По всему руслу реки растут деревья, проезжать между ними не удобно, потому, что ручей мелкий. Под тонким слоем воды прячется толстый слой жирного чёрного ила. Прибрежные низины ручья здесь илистые и совершенно не симпатичные. И если при втором пересечении ручья возникало желание не идти пешком, а на вёслах сплавиться вниз по нему, то теперь стало понятно, что мы поступили правильно, пройдя этот кусок волока пешком. По такому ручью, каким он выглядит в месте его третьего пересечения тропой волока идти тяжело и медленно.
После пересечения ручья на южном его берегу на возвышенности есть кострище среди леса. Если перевалить через небольшой гребень, то начнётся болотная низина, метров через 300 выходящая к озеру Зимнее. От третьего пересечения ручья до озера Зимнее около 400 метров. Залив озера, куда выходит тропа волока, окружен низкими заболоченными берегами. Через 300 метров на северном берегу озера расположена стоянка, через 700 метров следующая стоянка среди скал. На ней мы встали на ночёвку. На южном берегу озера Зимнее тоже видны стоянки.
18 июля.
С утра дождь и сильный порывистый ветер, меняющий своё направление. Днём дождь перестал идти. Днёвка.
19 июля.
С утра солнечно и облака, ветрено. Озеро Зимнее красивое с изрезанной береговой линией. Есть стоянки вдоль обоих берегов и на островах. В южном заливе озера начинаются тростники. Среди тростников находится и исток ручья, вытекающего в направлении Верхнего Кумозера. Ручей большой, шириной около 10 метров, русло его заросло тростником. Через 100 метров после истока через него переброшен деревянный автодорожный мост. Течения под мостом почти нет. Под ним смогли пройти даже на катамаране.
Ниже моста начинается небольшое озеро, часть площади которого заросла травой и тростником. Исток ручья расположен в его восточном углу. Ширина ручья 10-12 метров, течение слабое. Этот ручей пересекает деревянный мост, расположенный чуть выше уровня воды. Обнос моста по левому берегу длиной 5 метров.
Через некоторое время после моста ручей выходит в залив Верхнего Кумозера. Острова озера на выходе из этого залива скалистые. Мы взяли направление на остров Лотоки и на песчаном пляже, расположенном на восточном краю этого острова, встали на обед. Сильный ветер, ливень, гроза.
Далее пошли на юг. Рядом с маленьким каменистым островом сорвалась большая щука, поймали среднюю, потом утопили спиннинг. Зашли в южный залив озера и встали на ночёвку в лесу рядом с болотом, укрывшись от сильного холодного ветра. Место оказалось удачным. Здесь была уже спелая черника и немного морошки, рядом с болотом песчаный пляж. При этом не было комаров. И дым под костровой тент не залезал. Чудеса, да и только.
20 июля.
Утром, упаковав для волока вещи в рюкзаки, погрузили эти рюкзаки на катамаран и пересекли небольшой залив. Причалили к южной части залива к месту начала волока. Там стоит деревянный указатель. Отсюда до укатанной дороги, идущей в этом месте вдоль залива, около 30 метров. Есть плохонькая загаженная стоянка.
Для волока в Нижнее Кумозеро, сначала надо пройти вдоль дороги налево (северо-восток- восток) около 100 метров. Далее, вдоль низины отходит тропа на восток- юго-восток. Сначала, в заболоченной низине, вдоль тропы уложены брёвна. Далее хорошо заметная тропа идёт частично болотиной, частично продирается между молодым подлеском. Тропа набитая, гораздо мощней тропы первого волока. Но на отдельных участках она узкая. Часто катамаран приходится нести боком. Байдарку нести проще, но и она иногда расклинивается между деревьями. На участках болот с мягким мхом и без коряг можно тянуть байдарку за собой «на верёвочке». Местами подобный метод применим и к катамарану. Волок проходит мимо маленького озерка, остающегося к востоку от тропы. Через болото в сторону этого озера вяло течёт маленький ручей, который преодолеваем в сапогах по уложенным брёвнам. Ручей мелкий, илистый. От Верхнего Кумозера до Среднего Кумозера по тропе волока около полутора километров. Среднее Кумозеро вытянуто с запада на восток, его протяжённость около двух километров. В начале озера на северном его берегу на скальной возвышенности расположена стоянка. В средней части озера тоже на северном берегу есть ещё одна стоянка. Озеро узкое, красивое. Берега частично топкие, на остальных участках лес выходит прямо из воды. Из левого восточного залива Среднего Кумозера вытекает ручей, впадающий в Нижнее Кумозеро. Ручей узкий и заваленный, идти по нему сложно и не нужно.
Продолжение тропы волока находится в самом восточном углу озера, в правом заливе на маленьком песчаном пляжике. Отсюда до наезженной грунтовой дороги около 20 метров. Здесь есть загаженная стоянка. Продолжение волока по дороге налево, сначала по направлению на север-северо-восток, потом дорога поворачивает на восток. Дорога наезженная, но из неё и вдоль её обочины стройными рядами растут подосиновики. Можно выбирать самые лучшие.
Эта часть волока лёгкая. Идти по дороге около 400 метров. Метров через 300 справа появляется Нижнее Кумозеро. Дорога приближается к нему, потом поворачивает к северу. На повороте, перед пересечением дорогой ручья, вытекающего из Среднего Кумозера, справа расположена очень загаженная стоянка. Здесь мы пообедали, загрузили вещи и начали наше движение по Нижнему Кумозеру.
Взяли курс на остров Большой, обошли его с южной стороны, прячась от ветра. Стоянок вдоль берега нет. Лишь в одном месте видели выход к воде. На восточном мысу острова есть большой песчаный пляж. Здесь мы встали на ночёвку.
21 июля.
Утром взяли курс на исток Куземы. На северном берегу Нижнего Кумозера на половине пути от восточного края острова Большой до истока Куземы есть стоянка.
В истоке Кузему пересекает автодорожный мост. Перед мостом русло раздваивается. Основной является правая протока, хотя с виду она кажется менее полноводной. Левая протока более широкая, через неё перекинут низкий деревянный мост. Она соединяется с правой протокой в 20 метрах перед пересечением Куземы автодорожным мостом. Под мостом Пр.№1, перекат.
Чуть ниже по течению Пр.№2, более мелкий перекат. При нашем уровне воды всё проходится чисто.
Далее следует длинное, вытянутое на пять километров, Чиркозеро, напоминающее широкий речной плёс. По левому берегу в средней части озера была пара стоянок, ближе к концу озера есть ещё одна стоянка по левому берегу. На выходе из этого озера расположено Пр.№3, многолетний завал из брёвен, застрявших на пороге. Обнос завала по правому берегу. Длина обноса около 100 метров. Дальше можно пройти оставшуюся часть порога на вёслах, уходя влево от прижима к большому скоплению брёвен, расположенных в правой части русла. Похоже, это остатки лесосплава.
Далее идут два достаточно мощных порога.
Первый из них более широкий порог, Пр.№4. На выходе из него струя разбивается на узкие сливы между выступающими над поверхностью воды камнями и обливняками.
Второй порог мощный с перепадом около метра, Пр.№5. Он представляет собой слив в сужении скальных берегов. Ниже слива расположены две бочки.
Далее идёт плёс. Низкий деревянный полуразрушенный мост на быстротоке, Пр.№6, прошли очень осторожно. С моста свисают брёвна, сильное течение, по высоте пролезли с трудом. Препятствие требует внимательности при более высоком уровне воды. Так как течение ещё усилится и расстояние от моста до воды сократится, возможно, потребуется обнос. При низком уровне воды течение будет слабое, места под мостом будет много, и он не будет доставлять никаких проблем.
Далее река спокойная на протяжении полутора километров, после чего начинаются разливы озера Кутно, берега которого вначале представляют собой заболоченную низину. На озере есть стоянки, но их мало и они не понравились. На ночёвку мы встали на северо-восточном берегу озера перед выходом из него реки.
22 июля.
Очень сильный ветер. С трудом смогли пройти последние 300 метров озера и выйти в реку. Ширина реки 10-15 метров, течение слабое. Растут огромные белые лилии величиной с кулак. Потом поворот направо и справа узкой протокой впадает озеро Узкое, слева же расположен залив. Получается перекрёсток. Река проходит этот перекрёсток с севера на юг. Через 100 метров после «перекрёстка» расположено Пр.№7. Начинается оно старым разрушенным мостом с брёвнами в воде, ниже которого начинается порог. Обнос длиной 50 метров по правому берегу реки. Дальше можно проходить порог. Для выхода в основную струю надо уйти к левому берегу реки. Порог с поворотами длиной около 150 метров. Быстрое течение, но по основной струе почти нет камней.
Через 100 метров Пр.№8, короткий порог в скальном сужении длиной около 30 метров. Пороги 7 и 8 достаточно мощные, но без камней.
Через 200 метров Пр.№9, перекат протяжённостью около 100 метров, в правой части русла реки дерево. Далее идёт спокойная река.
Через несколько минут Пр.№10, залитый водой сливчик с плиты через всё русло реки. В нашу воду перепад на сливе был маленький, слабозаметный.
Минут через 15 Пр.№11, порог с достаточно мощной входной ступенью. Две протоки, разделённые в центре скоплением камней. Слева основная протока, на входной ступени несколько обливняков. Правая протока маломощная. Ниже первой ступени протоки соединяются, и дальше идёт выходная шивера, переходящая в перекат. Общая длина порога около 300 метров.
Немного ниже по течению расположено Пр.№12, мощный перекат протяжённостью около 100 метров. Через 200 метров стоянка на левом берегу реки, обед.
Далее идут Пр.№13-15, три переката, разделённые плёсами. Никакого моста на этом участке реки не было, хотя зависшие брёвна от моста были. (По описанию реки, которым мы пользовались, на этом участке Кузёмы должен был быть мост).
Далее идёт длиииииинный «болотный» плёс. Очень много комаров. Красивые болотные берега с чахлыми сосенками. К сожалению, морошки не было и здесь. После длинного трёхкилометрового участка, где река шла на запад, начали поворачивать на юг. Здесь на правом берегу реки есть стоянка рядом с болотом. Комариное царство.
23 июля.
Ниже стоянки, метров через 300-400 был перекат, Пр.№16. Слышен он был от стоянки. Через 500 метров ниже по течению Пр.№17, порог с поворотами. Основное падение в конце порога. После него стоянка по правому берегу реки. Через некоторое время Пр.№ 18, длинный перекат с поворотами протяжённостью 300-400 метров, более мощный к концу.
Ниже по течению Пр.№19, простой перекат длиной 100 метров.
Минут через 5-10 справа впадает приток Новая Речка шириной около 15 метров. Ниже впадения притока Кузема расширяется до 20 метров. Через 5 минут Пр.№20, длинный перекат протяжённостью около 500 метров. Помощнее на входе, а на выходе сливчик по обливнякам.
Через 5 минут ниже по течению на правом берегу у скалы стоянка. После небольшого прогонного участка Пр.№21, длинный перекат, протяжённостью около 800 метров. В конце него стоянка после островка.
Далее идёт плёс, который проходили около 30 минут. Вдоль берегов на этом участке болота и лес. Далее Пр.№22, слив с плиты в сужении и через 30 метров быстротока вторая ступень, представляющая собой сливчик между обливняков.
Далее плёс на 20 минут, после которого следует Пр.№23, перекатик. Потом ещё перекатик, Пр.№24. Далее короткий плёс минуты на три, после чего скалы по берегам и гул низкой тональности. Это Пр.№25.
Сначала идёт слив через всё русло реки шириной около 7 метров. Слив более мощный и крутой под левым берегом, бочка ближе к центру. Ближе к правому берегу расположен язык. Обед и ночёвка на скале левого берега Куземы над сливом. Дров почти нет. Полуднёвка.
24 июля.
После слива, у которого мы встали на ночёвку начинается выходная шивера, Пр.№25 с увеличением уклона. В конце её справа мощной шиверой впадает речка Сигма. В нашу воду выходная шивера Сигмы была вполне проходима для каяка и катамарана. Ниже впадения Сигмы Кузема расширяется до 30 метров и идёт плёс минут на 10-15. Далее Пр.№26, перекатик, с левой стороны четверть русла реки перекрыта остатками моста. После последней ночёвки стали появляться плёсы со слабым и очень слабым течением.
Через некоторое время Пр.№27, шивера протяжённостью 200 метров со слабым уклоном. Через 5 минут Пр.№28, протяжённый перекат с очень слабым падением русла реки. Сначала первая ступень с островом посередине на левом повороте реки. Через 100 метров вторая ступень, чуть ниже- третья.
Через 5 минут Пр.№29, перекат длиной 300 метров, который потом переходит в порог со слабым падением длиной 400 метров. Далее стоянка с левой стороны и сразу начинается очередное Пр.№30, уходящая за левый поворот реки, шивера длиной 300 метров.
Через 5 минут плёса приток слева из озера Лебединое. Ширина Куземы уже около 50 метров. Через 3 минуты Пр.№31, шивера с поворотами протяжённостью 300-400 метров. Она начинается разбиением реки островом на протоки метров по 30 шириной. Левая протока основная. Шли по ней. Входная часть левой протоки представляет собой горку из обливняков с хорошим перепадом. Далее идёт обычная шивера длиной 300 метров, потом идёт быстрина.
Далее Пр.№32, мощная шивера с поворотами и протоками между несколькими островами, протяжённостью более километра. Много обливняков и выступающих над водой камней. Ширина реки на шивере около 40 метров. В начале этой шиверы остров, основная протока правая, потом другой остров, основная протока левая. Воды маловато.
Через 300 метров Пр.№33, перекат. Здесь мы встретили Ваню Гамбаряна. Он поднимался против течения вверх по Куземе на катамаране с мотором навстречу нам. За его катамараном вдоль реки простирался шлейф вонючего бензинового дыма. Вот она, цивилизация, поход заканчивается, внезапно почувствовали мы. Ваня присоединился к нам, и нас стало семеро. Ваня сообщил нам, что на Белом Море, на острове напротив впадения реки Поньгома сегодня вечером нас ждёт детская группа с тремя катамаранами. Изначально мы собирались встретиться с ними на Нижнем Кумозере и пройти вместе Кузему, но договорённость была очень предварительная и запланированная встреча не состоялась. Чтобы за оставшееся время выйти в Белое Море мы пошли все оставшиеся препятствия реки в ускоренном темпе, без ловли рыбы.
Через 100 метров начинается Пр.№34, длинная шивера протяжённостью около полутора километров. На этой шивере уклон слабый, местами средний.
Через 5-10 минут плёса Пр.№35, мощный порог в скальном сужении. Порог на уровне 2-3 к.с. На входной ступени две струи. Одна идёт прямо, а вторая вдоль левого берега, выписывая крутую петлю, отражается от левого берега, после чего вливается в центральную струю. Затем следует слив в сужении. Уклон не сильный, но есть бочки. В центре, по языкам, можно пройти мимо бочек. По левому берегу напротив сливов стоянка. Ниже по течению идёт выходная шивера протяжённостью около 200 метров. На стоянке, расположенной над сливом порога 35, мы пообедали и тронулись дальше.
Далее Пр.№36, перекат длиной 200 метров, переходящий в длинную шиверу, протяжённостью около 600 метров. Среди шиверы происходит разбиение русла. Правая протока основная, левая более мелкая. Потом начинается шивера с крутым падением. Остров посередине, обе протоки равнозначные. Потом идут мелкие острова и быстроток с перекатами длиной около 500 метров. Между шиверой и перекатами плита через всю ширину реки. Слив с плиты с правой стороны образует внушительную (для Куземы) бочку, а с левой стороны более гладкий слив с валами между обливняков.
Через 3 минуты плёса Пр.№37, мощная шивера. В нижней её части по правой стороне бочки и сливы.
Далее идёт Пр.№38, шивера с малым уклоном протяжённостью около километра.
Ниже маленького ручья впадающего слева ещё порог, Пр.№39. Далее 5 минут плёса и у домов деревни начинается Пр.№40, шивера длиной 300 метров. Ниже шиверы плёс длиной 200 метров и железнодорожный мост. Дома деревни расположены по правому берегу реки. Заканчиваются они перед мостом.
Ниже железнодорожного моста идут разбои русла и протоки среди тростников. Потом расположен небольшой разлив реки с медленным течением. Затем следует Пр.№41, морской порог. Несколько проток, река разливается очень широко и хилыми струйками с малой глубиной она стекает в море через россыпи камней. Местами на выходе очень мелко. Нам пришлось вылезать и проводить катамаран через последнюю ступень этого порога. Мы выходили в море во время отлива.
Далее идёт гнилой залив с тёмно-бурой водой под названием губа Домашняя. В начале залива мелко. Местами можно ходить в резиновых сапогах даже в 200 метрах от берегов и не заливать их. Потом, при удалении от устья Куземы вода постепенно просветляется. Но полностью в губе она не становится морской, так как в эту же губу впадает и река Поньгома. Южный берег губы покрыт сосновым лесом. Есть несколько стояночных мест. Вдоль берега идёт просёлок и расположены гаражи для моторных лодок. Мы дошли до вытянутого острова, расположенного в устье Поньгомы и встали на ночёвку в западной части острова с его северной стороны с видом на море. Тут нас ждала небольшая группа человек в 20-25, состоящая по большей части из детей всевозможных возрастов.
Здесь есть маленькие ровные места для палаток. Наши многочисленные палатки были разбросаны по склону на разной высоте как квартиры многоэтажного дома. Остров скалистый, живописный, поросший деревьями, ровных мест мало. Деревья, растущие на острове, сильно скручены ветрами. На южной стороне острова есть большие пологие площадки, пригодные для стоянок, там же есть песчаные пляжи.
25 июля.
Полуднёвка. Во второй половине дня, ближе к вечеру мы отправились обратно к устью рек Кузёма и Берёзовая. Берёзовая впадает рядом с устьем Кузёмы в южном углу того же залива. Дойдя до устья Берёзовой, пошли вдоль неё против течения. Был отлив, местами очень мелко, но нам удалось пройти на вёслах, не вылезая. На южном берегу Берёзовой близко к устью есть стоянка, куда можно выйти по камням. Мы пошли дальше против течения. В русле небольшие перекаты, проходимые на вёслах. Из-за малой глубины и топкого дна вода в губе тёмно-коричневая, мутная и застоявшаяся. В Берёзовой вода тоже коричневого оттенка, но чище затхлой воды, которая скапливается в губе. Мы дошли до пересечения реки ЛЭПкой и на южном берегу встали на антистапель. Берега у реки илистые, но на отдельных участках можно выбраться на сушу по камням или по небольшим участкам заиленного песка. Если заходить сюда в прилив, то выходить на берег и идти против течения проще.
Вдоль берега Берёзовой идёт тропа на станцию. В районе пересечения ЛЭП она отходит от реки. Здесь расположено несколько стояночных мест, но дров в окрестностях нет никаких!!! Хотя расположены все эти стоянки в лесу. Тропа преодолевает подболоченную низину и, километра через полтора, выходит к строениям посёлка Кузема. По посёлку до станции около 500 метров. На станции есть зал ожидания.
Выброска.
Со станции Кузема до Москвы мы уезжали 26 июля на поезде 211. Время его отправления со станции Кузема 3-30, а прибывает в Москву он в 4-18. Стоимость полного плацкартного билета 1044 рубль, стоимость детского билета 433 рубля. Билеты на обратную дорогу покупали заранее, в Москве.
Выводы.
Пройденный маршрут очень понравился. Он разнообразен. Озеро Кереть очень живописно. Оно представляет собой цепочку озёр, соединённых между собой узкими протоками. Береговая линия его сильно изрезана многочисленными заливами. Много островов различной формы и размеров. Берега озера скалистые, поросшие лесом. Большие гладкие плиты выходят из воды, образуя плоские площадки. Много удобных стоянок. Вдоль берегов встречаются песчаные пляжи. Вода в озере Кереть прозрачная и чистая.
Озеро Рикка заросло тростником и камышом. Его берега, как и берега реки Нива, вытекающей из него низкие и заболоченные. Стоянок нет.
Озеро Вингели находится в стороне от основных туристских «троп». Это красивое озеро с островами имеет несколько заливов, есть стояночные места.
Понравился волок из озера Вингели в озеро Зимнее. Он проходят по очень красивым местам. Скалистые гряды с соснами чередуются с болотами, на которых среди мха торчат чахлые сосенки. Закаты на болоте смотрятся ничуть не хуже, чем на берегу озёр. Сказочные силуэты засохших сосен среди болотной низины великолепно смотрятся на фоне закатного неба. На этом волоке бывает мало народа, тропа слабая, местами теряется. Стоянка на озере Карасёво понравилась больше всех других стоянок данного маршрута.
Озеро Зимнее тоже красивое, со скалистыми берегами. На озере несколько удобных мест для стоянки.
Верхнее Кумозеро менее живописно, лишь в северной его части встречаются скалистые берега и острова. Удобных стоянок на нём мало.
Волок из Верхнего Кумозера в Нижнее Кумозеро более нахоженный, более короткий и более простой. Но тоже красивый. Огорчают своей загаженностью стоянки, расположенные в начале и в конце этого волока.
Нижнее Кумозеро понравилось ещё меньше. Стоянок мало, начинают появляться следы цивилизации.
Река Кузема очень понравилась. При нашем уровне воды мы прошли все её препятствия кроме морского порога без проводок и обносов. Для детского похода, чтобы познакомить детей с простенькими порогами это то, что нужно. Лишь вначале на трёх порогах, да на двух мощных нижних порогах, Пр.№25 и Пр.№35, мы высаживали детей. Остальные пороги шли полными экипажами, сходу выбирая оптимальную линию движения. Понравились нижние длинные пороги, где на фоне видимого уклона русла реки попадались бочки, сливы по обливнякам и выступающие над поверхностью воды камни.
Нам очень повезло. До нашего приезда было холодно и дождливо, и вода была высокая. При более низком уровне воды многие пороги превратятся в шкуродёрные перекаты. Когда мы шли по Куземе, то сравнивали её с описанием Шилова. И многие те пороги, которые он упоминает как заслуживающие внимания, в нашу воду ничем не выделялись. А некоторые препятствия, обозначенные им как перекаты, оказались мощными порогами! Возможно, на этих порогах у него совсем не было воды, и была проводка судов, а на уклон русла реки он не обратил внимания.
Количество препятствий в разных описаниях и в разную воду может различаться, так как многие препятствия расположены близко друг к другу, и их можно обозначить как одно препятствие или как разные.
Обычно туристы ходят на Кузему в более низкую, чем у нас, воду. Для сравнения уровня воды с нашим, можно оценить расход правого притока Сигмы, впадающей ниже Пр.№25. При нашей воде он впадал шиверой, вполне проходимой на каяке и катамаране. Другой точкой сравнения может быть деревянный мост, Пр.№6. В нашу воду от поверхности реки до моста было не более 60 сантиметров.
Неожиданно хорошо проявил себя наш катамаран. Он узкий, чуть шире байдарки и длинный, посадка на нём байдарочная. Центр тяжести расположен высоко, поэтому, он требует аккуратной работы и использования кренов. Сидели мы на гермомешках без упоров, поэтому управлять катамараном было очень сложно. По управляемости на спокойной воде он гораздо неповоротливей «Тайменя-3». Тем не менее, на порогах при использовании струи на нём удавалось хорошо перемещаться поперёк русла. Катамарану не страшны обливняки, поэтому, когда не удавалось чисто пройти по основной струе, мы использовали это его преимущество перед байдаркой. А те редкие бочки, которые встретились нам, катамаран просто легко «задавил».
Мест, удобных для стоянки на Куземе не много. В основном они располагаются на порогах. На Чиркозере и на озере Кутно стоянки есть, но не особо хорошие.
Белое Море после реки смотрится интересно. Но вода в губе Домашняя у впадении Куземы мутная, тёмно-коричневая. Для того, чтобы увидеть чистую морскую воду надо отойти за впадение реки Поньгома. Рядом с островом, на котором мы стояли, вода была ещё не полностью морская, но уже и не такая мутная, как в начале залива. Если есть время, стоит зайти подальше в сторону моря. На острове Поньгома, по информации был пожар, и выгорела часть леса. Вода в Куземе в верховьях была светлая и прозрачная, как в озере Кереть. Но постепенно она становилась всё более и более тёмной. При впадении в Белое Море она имела бурый цвет.
С ягодами нам не повезло. Морошковых болот на пройденном маршруте много, но ягод мы не видели. Год не удачный. Голубичника тоже было много, но спелых ягод ещё не было. Черника появилась только в самом конце похода, на Белом Море. Грибов было не много, в основном на стоянках и вдоль дорог.
Рыбы ловили много. Не смотря на то, что крупные щуки поели часть блёсен, большую часть лески и на закуску утащили в воды Верхнего Кумозера спиннинг, рыба была каждый день, за исключением днёвки на Белом Море.
Населённых пунктов на пройденном маршруте не было, за исключением деревни в устье Куземы. На озере Кереть видели несколько моторных лодок, да, издалека, пару стоянок, занятых туристами. На Нижнем Кумозере перед истоком Куземы тоже видели две моторки. В истоке Куземы, у автодорожного моста и на Чиркозере было две группы туристов. На Белом Море несколько групп туристов стояли лагерем, и рыбаки на моторках ловили рыбу. В других местах нигде никого не было. Но это благодаря тому, что мы были там не в сезон, до начала основного заезда туристов. Стоянок много и мусора на них хватает, так что в сезон туристов должно быть много.
Комары надоедали на отдельных болотных участках. На озёрах их было не много.
Удобно добираться к началу маршрута. Выезд тоже лёгкий. Удобно иметь на руках билеты на обратную дорогу, купленные заранее.
В целом маршрут трудоёмкий, но очень разнообразный и интересный. И если волоки не пугают, то можно получить удовольствие, посмотрев красивые не населённые места Карелии.
Мы шли в спокойном темпе, сделав пять полуднёвок и одну днёвку.
Чтобы получить удовольствие от прохождение Куземы имеет смысл идти её в первой половине лета, но тогда не будет ягод. Если же идти Кузему во вторую половину лета, то ягоды будут, но река, возможно, станет не интересной и придётся большую часть её порогов пройти пешком, проводя суда по мелким каменистым перекатам.

Выбор маршрута для группы байдарочников, рассчитывающих нести паруса на большей части пути, - дело далеко не простое. Условия плавания под парусами на одном и том же водоеме изменяются порой настолько резко, что классифицировать маршруты но категориям сложности, как это принято у нас в водном туризме, удается лишь довольно грубо.

Обычная ошибка состоит в том, что начинающие туристы-парусники преуменьшают реальную сложность того или иного маршрута и соответственно переоценивают свои возможности. Поэтому малоопытных парусников хочется сразу же категорически предостеречь от походов в малонаселенные районы Крайнего Севера и Востока, по большим озерам, водохранилищам и морям. К таким походам надо готовиться специально, все участники должны иметь солидный опыт хождения под парусом на тех судах, на которых совершается данный поход.

В центральных районах РСФСР, Белоруссии, Латвии, Литвы есть, множество более подходящих для первого похода озер, часто - соединенных между собой короткими речками или протоками, вполне проходимыми для туристских судов.

К числу рекомендуемых для первого плавания на парусной байдарке районов следует отнести Себежские, Браславские, Мещерские, Верхневолжские озера. Популярен Селигер. Очень живописны Латгальские озера в Латвии, Игналинские и Дукштасские - в Литве. Заслуженной популярностью пользуются замечательные озера Вуоксы на Карельском перешейке, под Ленинградом. Для тех, кому очень хочется поехать в Карелию, можно рекомендовать Кончозерскую группу озер неподалеку от Петрозаводска.
Туристам, имеющим опыт хождения под парусом, предлагаю маршрут по одному из живописнейших озер Северной Карелии - озеру Кереть. Протяженность маршрута 130-150 км, причем ее можно сколь угодно увеличивать, заходя в многочисленные заливы и губы. Число ходовых дней 7-8. Лучшее время для похода - с конца июня до начала сентября.

Озеро Кереть, из которого вытекает река с тем же названием, впадающая в Кандалакшскую губу Белого моря, состоит из целого ряда обособленных плесов, называемых озерами. Общая площадь его поверхности вместе с островами - 318 км 2 . На нем 156 островов (это при длине озера всего 44 км и максимальной ширине 19 км!). Самый крупный из островов - Винчаны; его длина 13 км, ширина до 5 км. Береговая линия озера (около 700 км) чрезвычайно извилиста и образует наряду с глубоко врезанными в материковый берет большими губами огромное количество уютных бухточек и заливов. Берега озера в основном холмистые (иногда пологие), большей частью сухие, каменистые, покрытые сосновым и смешанным лесом. Есть живописные скалы и пляжи.


Озеро Кереть - мелководное; средняя его глубина 4,5 м. Вода хорошо прогревается. Плесы озера богаты рыбой, а прибрежные леса - грибами и ягодами.

Начало маршрута - ст. Лоухи линии Ленинград-Мурманск. В поселке Лоухи есть почта, магазины, аптека. Большой магазин работает и на станции. Так как предстоит поход по ненаселенной местности, все недостающие продукты нужно закупить здесь. Можно договориться и о переброске на попутной машине к месту сборки байдарок.

Плавание лучше всего начать (и там же закончить) у 1008-го километра шоссе Ленинград-Мурманск или у заброшенной деревни Парфеево, находящейся в 9 км от станции - неподалеку от шоссе. В справочнике Л. Плечко и И. Сабанеевой «Водные маршруты СССР. Европейская часть» есть схема и описание маршрута по Керети. Там же говорится, что большую часть пути от станции до озера можно проделать и на байдарках, но предстоят два обноса и проход под двумя низкими мостами.

На первом этапе плавания могут возникнуть трудности в ориентировке. Лучше всего фотопутем увеличить имеющуюся в литературе схему озера до масштаба 1:100000, чтобы было удобно вести «прокладку», по возможности чаще «привязываясь» к отдельным большим островам, мысам и другим ориентирам. Потеряв свое «место», легко уйти куда-нибудь в губу, и придется тратить много времени на возвращение на трассу маршрута.

Первое на пути озеро называется Плотичным. Его надо сразу же пересечь, чтобы войти в длинный и узкий пролив Опорова салма. Проходя пролив при встречном ветре, вы наработаетесь со шкотами из-за частой смены галсов!

В следующем озере - Северном - любители рыбной ловли за короткое время могут надергать окуней на первую уху. Путь лежит вдоль восточного берега этого озера на мыс Крестовый наволок, где можно устроить привал или заночевать. Место для стоянки удобное, но подходить к берегу нужно осторожно, поскольку, как и всюду, здесь много камней.

Широкий плес за Крестовым наволоком имеет название озера Серебряного. Его пересекаем, следуя мимо островов на далеко вдающийся в озеро мыс уже противоположного - западного берега. За ним открывается живописная Мекко-губа с четырьмя скалистыми островами.

Дальше идет Куккуреозеро, заслуженно пользующееся славой рыбного. (Хорошо берет крупный окунь - опустите с борта дорожку с небольшой вращающейся латунной блесной; проходя мимо мысов, можно поймать и килограммового горбача!) Это и наиболее опасное озеро: днем здесь часто бывает крутая волна. К вечеру ветер, как правило, стихает, волна исчезает, а ночи в этих широтах такие светлые, что пересечь Куккуре ночью будет просто приятно! Множество островков, неповторимые впечатления.


За последним на западном берегу большим мысом следует изменить направление движения - повернуть на запад и войти в пролив, отделяющий с запада остров Винчаны от материкового берега, на котором без труда найдется место для ночевки.

На следующий день плывите вдоль материкового берега до большого плеса - Пахка-губы. При входе на этот плес измените направление на южное, а затем на юго-восточное и дальше плывите, придерживаясь берега острова Винчаны. Берета красивые, много скал, поросших сосной. Дневной переход можно закончить при выходе в Пиртозеро на живописном мысу. Здесь стоит устроить дневку, пособирать грибов и ягод, порыбачить.

Пиртозеро переходите, взяв курс на юго-запад, через пролив между большими островами. Ориентиром может служить триангуляционная вышка. В южном конце озера, среди зарослей тростника у низкого берега найдите устье речки Нивы; по ней можно попасть в Вингельозеро. Течение слабое. Первые 150-200 м плывите очень осторожно - в русле много камней. При попутном ветре можно пройти Ниву и под парусом, но придется часто делать повороты фордевинд. Длина Нивы около 4 км, берега низкие, болотистые. Примерно посередине пути на левом по ходу берегу стоит уютная рыбацкая избушка с банькой.

Вингельозеро состоит из двух обособленных плесов. Северный - мало интересен: мелководен, на большей части зарос тростником. А вот южная часть Вингельозера очень красива. В проливе опять-таки попадутся рыбацкие избушки с банькой. Хорошо ловится крупная плотва.

На этом первая часть маршрута заканчивается. Остается добавить, что хорошо подготовленная группа может из Вингельозера перебросить байдарки на юг в озеро Зимнее, откуда открывается путь по двум маршрутам III категории сложности - по Куземе или Воньге к Белому морю. На этих маршрутах паруса можно будет использовать лишь на отдельных участках. Возможен также и вариант выхода из бассейна Воиьти в большое и живописное Энгозеро, на котором удастся продолжить чисто парусный поход. Такой маршрут заканчивается на ст. Энгозеро той же линии Ленинград - Мурманск; его протяженность - около 200 км, число ходовых дней - 12-14, категория сложности - II (см. упомянутый выше справочник).

Обратный путь по Керети сначала лежит по уже знакомым местам, но Винчаны на этот раз лучше обойти по «правому» - восточному проливу. Если у вас осталось мало времени, поход можно закончить в конце Ярусгубы у песчаного карьера. Отсюда примерно километр до шоссе Ленинград - Мурманск, по которому без труда попутной машиной можно уехать в Лоухи (это, кстати сказать, и единственный вариант пополнения запасов провианта). Если время позволяет, выходите в уже известное вам Куккуреозеро и двигайтесь вдоль восточного его берега на по-северному суровый и живописный скалистый Кондинский мыс. Здесь или на высоком берегу Травяной губы (в которой на дорожку ловятся язь и крупный окунь) советую устроить дневку.

Остаток пути вам уже хорошо знаком; при благоприятных ветровых условиях его можно пройти за один ходовой день.

Уверен, что озеро Кереть запомнится вам - второго такого нет!

Прогулки по "северному Селигеру"

  • Место - северная Карелия.
  • Дорога - мурманская ЖД, ст. Лоухи, далее машина 15 км. Из Москвы - 1.5 суток.
  • Категорийность похода: некатегорийный, но все таки - приполярье со всеми вытекающими.
  • Маршрут - кольцевой. Прогулка по большому озеру с кучей островов и островков, радиальные выходы к смежным озерам, с возвращением к исходной точке.
  • Длительность и продолжительность: автор статьи провел там 10 дней, за это время мы на "Салюте" и "Таймене" успели пройти почти до южного края озера, выти в озера Нижнее и Верхнее, поесть ягод, попытаться поймать рыбу, подневать, и вернуться обратно.

Озеро Кереть - на самом деле система озер, соединенная замысловатыми протоками, особенно в южной ее части. Природа "северо-карельская" камни, мох, сосны. Черника, брусника, богульник. Вода - холодная. Рыба ловится крайне неохотно - места знать надо. Ягоды есть.

Много уток и прочей мелкой живности. Берега каменистые, пополам с песчаными пляжиками. Северной суровости в пейзаже, скал, бычьих лбов, сопок практически нет, несколько однообразно, хотя очень красиво. Отдельные озера соединяются заросшими камышом протоками, которые не так просто найти, в широких местах, возможно, раздует волну, но небольшую, всегда есть возможность спрятаться.

Отправляясь на Кереть необходимо запастись компасом и желательно картой, поподробнее двухкилометровки.

Итоги: на оз. Кереть можно ходить на чем угодно и каким угодно составом. Заброска проста и дешева. Поход не сложный, очень красивая северная природа радует глаз. Белые ночи в июле, потрясающие закаты в августе. Оз. Кереть - идеальное место для детских и скауто-пионерских походов на байдарках или на простых парусниках а-ля "Простор", есть где приобрести навыки владения компасом и картой, походить по воде, и повеселиться вдали от мегаполисов.

КАРТА
(c afanas.ru)

Впадающей в Белое море.

Урез воды расположен на высоте 88 м над уровнем моря. Площадь водного зеркала, согласно различным данным, 223–245 км 2 , согласно данным Государственного водного реестра и , – 223 км 2 . Протяжённость озера (от Мурашевой губы до истока из оз. Плотничного) 44 км, ширина 19 км. Средняя глубина 4,5 м, максимальная 26 м. Объём заключённой воды около 1 км 3 . На озере расположены более 140 островов общей площадью 53 км 2 , самый крупный – о. Винчан. Кереть – 11-е озеро Республики Карелии и 59-е озеро России по площади водного зеркала.

Площадь водосбора , по данным Государственного водного реестра, – 1320 км 2 , по данным Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН – 1100 км 2 . В озеро впадают свыше десяти небольших речек и ручьёв, вытекающих из болот и лесных, наиболее крупные из них – Капустная, Травяная, Нарва, Нива, Сосновая. Отток происходит по р. Керети (Керет, Керетская).

Котловина озера ледниково-тектонического происхождения. Озеро обладает чрезвычайно изрезанной береговой линией и разделено сравнительно узкими протоками на ряд обособленных плёсов, называемых озёрами: Плотничное, Северное Серебряное, Куккереозеро, Пиртозеро и др. Длина береговой линии по материку более 380 км, с островами – свыше 640 км. Берега большей частью низкие, слабо холмистые, покрытые хвойными лесами, нередко заболоченные. Местами встречаются возвышенные берега. По берегам наблюдаются выходы гранита, а также песчаные пляжи. Для озера Кереть характерны многочисленные заливы и выступающие далеко в озеро полуострова.

Дно озера неровное. Кроме впадин (ям), имеющихся во всех плёсах, часты и другие подводные возвышения. Большая часть площади дна покрыта илами серо-оливковой окраски, местами коричневой. В широкой мелководной зоне, а также у берегов, на лудах и других подводных мелях залегают каменистые, песчаные и каменисто-песчаные грунты. Местами встречается озёрная руда.

Озеро замерзает в конце октября – начале ноября, вскрывается ото льда во второй половине мая. Вследствие мелководности в летний период хорошо прогревается по всей толще, температура воды в июле достигает 20–22°С. Понижение температуры наблюдается лишь в отдельных изолированных ямах.

Питание снегово-дождевое. Минерализация воды невысокая, среди анионов преобладают гидрокарбонаты. Прозрачность составляет около 5 м. Вода имеет слабокислую реакцию, рН 6,6–6,8. В южной части озера, в связи со значительным поступлением гумифицированных вод из прилегающих болот, реакция заметно понижается. Насыщение водной толщи кислородом высокое (90–100% нормального насыщения). Зимой в отдельных ямах возможен значительный дефицит кислорода.

В широкой полосе с малыми глубинами почти вдоль всего побережья озера хорошо развита высшая водная растительность. Нередко её заросли тянутся сплошной полосой на протяжении 1–2 км, многие заливы почти полностью покрыты макрофитами. Преобладают тростник обыкновенный, камыш озёрный, осока, часто встречаются хвощ топяной, кувшинка чисто-белая, рдесты (пронзённолистный, плавающий), местами – элодея канадская и др.

Годовая продукция фитопланктона 62 гС/м 2 . Зоопланктон представлен ветвистоусыми ракообразными и коловратками. Самая малочисленная группа – копеподы.

Ихтиофауну озера представляют лосось, сиг, ряпушка, хариус, окунь, плотва, щука, елец, налим, кумжа, язь, лещ, корюшка, уклея, ёрш, обыкновенный подкаменщик и девятииглая колюшка. На озере широко развита зимняя рыбалка. Рыбопродуктивность 7–8 кг/га.

Озеро используется для нужд местного населения, любительского и промыслового рыболовства.

Ближайший населённый пункт – Лоухи – расположен в 12 км к северо-востоку от северной оконечности озера, а железнодорожная станция Лоухи – в 5 км на север, между озёрами Плотничное и Паново. Вдоль восточного берега озера проходит автотрасса «Кола» (Санкт-Петербург – Мурманск).