Остров мертвых а беклина история создания. Остров Мертвых. Культурный феномен своего времени

18.01.2024

В 1827 году в Швейцарском городе Базеле родился художник, чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи и на культуру в целом. Имя Арнольда Беклина было нарицательным в кругах художников-символистов, а знаменитая картина Беклина «Остров мертвых» стала источником вдохновения для множества влиятельных деятелей мирового искусства.

Арнольд Беклин

Будущий основоположник сюрреализма родился в семье зажиточного торговца шелком Кристьяна Фридриха Беклина. Арнольд Беклин получил художественное образование в Дюссельдорфе и, несмотря на его уникальный стиль и разнообразие техники, его причисляют к Дюссельдорфской школе живописи.

Преподаватели ценили Беклина как очень перспективного ученика и поэтому, еще будучи студентом, Арнольд часто выезжал за границу, а именно в Брюссель и Антверпен, где юный художник копировал великие произведения нидерландских и фландрских мастеров. Еще одна профессиональная поездка в студенческие годы привела Беклина в Париж, где около года художник проработал в Лувре.

В 1850 году художник приехал в Рим, где классическая архитектура, мягкий климат и богатая культура заставили его остаться на семь лет. В Италии Беклин женился на местной девушке. У них была большая семья - 14 детей, из которых только шестеро достигли совершеннолетия. По различным причинам художник с семьей часто переезжал, некоторое время он провел в Веймаре, где преподавал живопись в академии. В Базеле Беклин занимался на заказ, последние годы художник провел в Италии, на своей вилле близ Флоренции.

Символизм и «Остров мертвых»

В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Со временем его творчество обрело мифологическую направленность, но самые знаменитые работы швейцарского живописца причислены к жанру символизма. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем, и мифологическим сюжетом, и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

На картине на фоне облачного неба изображен небольшой остров, омываемый зеркальной водной гладью. На острове растут высокие темные кипарисы, а в скалах видны прямоугольные отверстия, напоминающие склепы. По к острову направляется широкая лодка, в которой находятся двое. Одна из фигур укутана в белую ткань, словно в саван, и стоит перед белым прямоугольным ящиком, похожим на гроб.

Среди множества интерпретаций самой популярной версией является своеобразное обыгрывание древнегреческой мифологии. Согласно ей, души усопших героев, избранников богов и выдающихся личностей получают место на уединенном острове в центре Фигуру в белом часто называют провожатым в мир иной Хароном.

Тема смерти была одной из самых частых в творчестве Беклина. Примечательно, что до «Острова Мертвых» Арнольд Беклин никогда не давал названий своим картинам, однако в переписке с заказчиком первого варианта картины он лично назвал свое произведение Die Toteninsel. За несколько лет художник написал шесть вариантов картины, пять из которых были написаны Беклином самостоятельно, а шестой он писал с сыном Карло в последний год своей жизни.

Первый вариант

Заказ на «Остров Мертвых» Беклин получил от своего патрона, мецената Алекса Гюнтера. Первый вариант картины был написан во флорентийской студии художника. Беклин закончил картину в 1880 году, но, как Леонардо с "Джоккондой", не пожелал с ней расстаться. Первый «Остров Мертвых» оставался во владении своего создателя вплоть до его смерти.

Причиной такой привязанности к картине многие искусствоведы называют смерть дочери Беклина. Малышка умерла в 1877 году и была похоронена на английском кладбище в итальянском городе Флоренции. Это кладбище засажено высокими кипарисами, в чем исследователи творчества швейцарского символиста улавливают сходство с картиной.

«Картина для грез»

Во время работы над первым вариантом картины флорентийскую студию Беклина посетила Мария Берна, богатая вдова финансиста Георга фон Берна. Вероятно, под впечатлением от незаконченного полотна, женщина заказала художнику «картину для грез». Для нее Беклин написал второй вариант «острова», который был меньше по размеру, написан на деревянной панели и выполнен в другой, более яркой цветовой гамме.

Примечательно то, что наиболее таинственный элемент картины «Остров Мертвых», а именно лодка с фигурой Харона, была добавлена в композицию по просьбе Марии Берна, оплакивающей мужа. Позднее Беклин дорисовал лодку не только на втором варианте картины, но и на первом.

После смерти хозяйки второй версии «Острова Мертвых» картина была отдана в галерю в городе Люцерне, откуда ее выкупил фонд Готфрида Келлера. Сегодня эта известная картина выставлена в Нью-Йоркском музее "Метрополитен".

Картина для Фрица Гурлита

Третий, самый популярный вариант картины был заказан коллекционером Фрицем Гурлитом. Он так же, как и первые два, был написан во Флоренции и закончен в 1883 году. Это самый светлый из существующих вариантов картины. Кроме более светлой гаммы, третья версия «Острова» отличается динамизмом - верхушки стройных кипарисов гнутся под порывами ветра, а водная гладь уже не такая зеркальная.

Эта версия наиболее популярна благодаря тому, что именно с нее Максом Клингером был сделан высококачественный офорт, с которого Фриц Гурлит печатал репродукции. В конце XIX - начале XX веков эти репродукции были очень популярны в Германии, откуда мода на них пришла и в другие страны. Сегодня Старая Национальная Галерея Берлина выставляет оригинал картины в постоянной коллекции.

Финансовые трудности и четвертый вариант картины

Через год после завершения работы над третьим вариантом «Острова Мертвых» многочисленная семья Беклина столкнулась с финансовыми трудностями, побудившими художника написать еще один вариант своей самой востребованной картины, который он продал знаменитому коллекционеру, барону Хансу Тиссен-Борнемиса де Касон.

В качестве материалов для четвертой версии Беклин использовал медь и масляные краски. К сожалению, эта картина не смогла пережить Вторую мировую войну и была уничтожена, предположительно в Берлине либо в Роттердаме. Осталась лишь ее черно-белая фотография.

Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге

Еще через два года Беклин снова вернулся к «Острову мертвых». Картина была заказана музеем изобразительных искусств немецкого города Лейпциг. Примечательно, что в этот раз художник предпочел темперу масляным краскам.

На пятой картине четко виден гребец, направляющий лодку к острову, к тому же сама лодка находится гораздо ближе к цели, по сравнению с остальными четырьмя вариантами. Интересно, что в то время, как основная композиция «Острова Мертвых» остается неизменной, в каждой версии есть небольшие отличающиеся детали. Цветовая гамма шести полотен тоже отличается.

Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

Шестой вариант картины Арнольда Беклина, находящийся в частной коллекции, но выставляемый в Санкт-Петербургском Эрмитаже, является самым малоизвестным. Вероятно, потому, что между написанием пятого и шестого вариантов «Острова Мертвых» прошло почти пять лет. Интересно, что Беклин написал эту версию в соавторстве с сыном Карло в последний год своей жизни.

Культурный феномен своего времени

По странному стечению обстоятельств, именно эта картина Беклина стала культовым произведением своего времени. Именно «Остров Мертвых» — картина, принесшая прижизненную славу своему автору. В определенных культурных кругах Беклина практически обожествляли, называя «Микеланджело новейшей эпохи».

По словам современников, «Остров мертвых» — картина, бывшая неотъемлемой частью интерьера как продвинутой молодежи и культурной интеллигенции, так и провинциальной глубинки начала XX столетия.

Репродукции третьего варианта картины разлетелись по всей Европе. Поклонниками творчества Беклина, а именно «Острова Мертвых» были величайшие культурные и исторические деятели. Аполлинер, Клемансо, Фрейд, Дали, Кандинский и Рахманинов были поражены магической атмосферой картины и ее влиянием на зрителей. Третий вариант был приобретен Адольфом Гитлером и висел в Рейхсканцелярии.

«Остров Мертвых» — картина, ставшая источником вдохновения для множества других произведений искусства как в живописи, так и в музыке, кинематографе, поэзии и скульптуре.

Арнольд Беклин — знаменитый швейцарский художник , график скульптор. Является одним из самых известных представителей символизма 19 века. Родился в 1827 году в Базель, Швейцария — умер в 1901 году в Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия. В его искусстве множество удивительных произведений, но одной из самых примечательных и даже знаковых является картина «Остров мёртвых», которая была написана в 1880-1886 гг., и один из вариантов которой в настоящее время находится в Санкт-Петербургском .

Была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах. Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы. Эта картина представляет из себя мифологические представления о смерти и том месте, куда отправляются души умерших людей. На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс. Посреди реки стоит остров, который представляет из себя вогнутую стену и чем-то напоминает амфитеатр. Это, собственно, и есть остров мёртвых. На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами. Также здесь растут кипарисы, которые считаются символами смерти и часто высаживаются на кладбищах.

К острову приближается лодка. Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Харон облачён в белую материю. Кроме него в лодке есть ещё одна фигура. Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей ( , Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах. Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение „Острова мёртвых“ Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». Нельзя не упомянуть и того факта, что образ острова часто используется в архитектуре на кладбищах. На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама».

Арнольд Беклин — «Остров мёртвых»

Если вам нужны деньги и вы хотите быстро и максимально выгодно сдать золото , то самым лучшим выбором для этого станет «Золото Петроград». Ответы на все интересующие вас вопросы, а также необходимые контакты вы можете найти на официальном сайте.

Арнольд Бёклин (нем. Arnold Böcklin; 16 октября 1827, Базель, Швейцария - 16 января 1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века.
Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах Бёклина выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем - фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами и т. д. («Тритон и Нереида», 1873-1874).
Поздние композиции («Остров мёртвых», 1880, Художественный музей, Базель; в начале XX в. репродукции с неё были очень популярны), где фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей, повлияли на формирование немецкого символизма и югендштиля.

Смерть-всадница на фоне осеннего пейзажа.

Остров мертвых

Остров св. Георгия (Island of St. George), или Остров мертвых (Island of Dead), расположен вблизи небольшого городка Боко-Которского залива Пераста (Perast), знаменитого своей мореходной школой, в которую российский император Петр Великий отправлял на обучение морскому делу сыновей русских дворян. Остров мертвых со своей кипарисовой рощей очень живописен. Он имеет естественное происхождение, в отличие от знаменитого соседнего острова Богородицы на Рифе (Island of Our Lady of Rock), насыпаного искусственно.
На Острове мертвых находится Бенедиктинское Аббатство Св. Георгия (Abbey of St. George), в честь которого остров получил название. Аббатство впервые упоминается в 1166 году в документах, описывающих освещение церкви св. Трифона (St Tryphon) в Которе. Однако, по мнению историков, орнамент на церкви Аббатства свидетельствует о более раннем его происхождении – 9-м веке. Старая церковь св. Георгия сохранилась мало. Остров постоянно был под огнем захватчиков. Землетрясение 1667 года разрушило потолок и апсиду. Позже была построена простая церковь.Надгробные плиты на церковном кладбище представляют собой уникальное собрание геральдических эмблем. Здесь хоронили знаменитых капитанов Пераста. Кладбище оставалось местом погребения до 1866 года, затем в северной части города построили новое кладбище.
Одно время в церкви хранились картины, датированные 1327–1457 годами; последние полотна написаны Ловро Маринов Добришевичем (Lovro Marinov Dobricevic), известным живописцем из Котора.В 14–16 веках Аббатство св. Джорджа находилось под юрисдикцией Котора. В 1535 году группа перастцев убила назначенного Котором аббата острова, тем самым добившись для города независимости от Которского господства и отлучения от Католической церкви. В 1571 году пират Карадоз (Karadoz) сжег дотла город вместе с Аббатством острова. В 1603 году жители Пераста отреставрировали церковь. В 1634 году патронаж острова был передан Сенату Венеции (Senate of Venice). Именно под венецианским контролем Пераст достиг наивысшей степени расцвета. В 1812 году Аббатство было занято французами, а в 1814 году – австрийцами.Остров св. Джорджа вдохновил немецкого романтика и живописца Альфреда Боклина (Alfred Bocklin) написать его знаменитую картину "Остров Мертвых"¹. На шедевре изображена похоронная лодка, подплывающая к острову.
С островом мертвых связана печальная легенда, согласно которой французский солдат, стреляя из пушки в сторону Пераста, попал в дом своей возлюбленной и убил ее, а затем лег вместе с нею в гроб.Остров мертвых закрыт для официальных посещений, однако, часто на нем можно видеть местных жителей или туристов, желающих прикоснуться к старым стенам или побродить по древнему кладбищу.


________________
У Бёклина есть, как минимум, шесть вариантов этой картины.
На картине изображена лодка, в которой установлен гроб. Впереди, за рекой Сикс, огромный мрачный остров. Гигантские вязы нависают на суденышком, медленно плывущим к маленькой пристани, грубо вытесанной в небольшой естественной бухте. По обеим сторонам острова высятся могильные склепы, вырубленные из сплошной скалы. Даже одинокая фигура Харона, стоящего в лодке, похожа на покрытый саваном труп, и именно она прежде всего приковывает внимание зрителя. Расположение прямой фигуры в центре картины неотвратимо притягивает взгляд к деревьям и снова обратно, в непрекращающемся уговом движении. (Robert Walker)

Сальвадор Дали - Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Беклина в час вечерней молитвы

Toteninsel , Max Klinger

Гигер

* На кладбищах

Маяковский "Про это ":
Обои,
___стены
_______блекли...
____________блекли...
Тонули в серых тонах офортовых.
Со стенки
_____на город разросшийся
_______________________ Беклин
Москвой расставил "Остров мертвых".

Существует одноименный фильм 1945 года.

Эта картина в свою очередь вдохновила Рахманинова на написание оперы "Остров мертвых" .
Симфоническая поэма появилась под впечатлением от черно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых», находящейся в Лейпцигской картинной галерее. Позднее композитор вспоминал: «Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде».
Поэма «Остров мертвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Для того, чтобы передать ощущение движения волн Рахманинов использовал редкий размер - пять восьмых . Ориентировочная продолжительность поэмы составляет 20-25 минут. Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма начала XX века.

XX век: Хроника необъяснимого. Проклятие вещей и проклятые места Непомнящий Николай Николаевич

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

Картина швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мертвых» обладает, как ни странно, магической притягательностью. Вскоре после создания она обрела фантастическую популярность, и, что удивительно, петербуржцы и москвичи охотно украшали свои квартиры репродукциями «Острова» в массивных резных рамах, хотя смысл картины по сей день не расшифрован до конца.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Уже в зрелом возрасте связал свою жизнь с Италией: Вскоре Беклин начал удивлять итальянцев и своих соотечественников мифологическими композициями. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума», изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой.

Полотно «Остров мертвых», написанное в 1880 году, существует в пяти вариантах. На картине изображен жутковатый остров, напоминающий запущенное кладбище. Мрачные кипарисы вздымаются в серое небо. В раскрытые ворота вплывает ладья, в которой зритель видит стоящую фигуру, задрапированную в белое.

Интерпретаторы творчества Беклина дали полотну разные толкования. По их мнению, это и обобщенная картина загробного мира, и аллегория кладбищенского «вечного покоя», и собирательный образ античной цивилизации. Задрапированная фигура – не то душа умершего, не то сам владыка царства мертвых.

Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Постепенно они стали символом траура и скорби. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Под стать кипарисам были и персонажи картин – фавны, кентавры и русалки: они мало напоминали реальную жизнь, хотя и имели человеческие лица. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете?» – «Они не только могут жить, но и живут. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник.

Он был прав. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). И хотя художник никогда не посещал Россию, ему была уготована вторая жизнь вдали от родины.

Но особенно восторженно приняли творчество Беклина художники-символисты. Очень многим обязаны знаменитому базельцу представители ранней русской графической фантастики и в первую очередь крупнейший русский фантаст Виктор Замирайло.

Считалось, что у Беклина в России есть не только последователи, но и своеобразные «двойники». Пейзаж И. И. Левитана «Над вечным покоем» принято считать русским аналогом «Острова мертвых». А о последних днях жизни Левитана говорили, что перед смертью он стал внешне напоминать главного героя картины Беклина «Художник и смерть». Это странное сходство поразило всех. Получалось, что Левитан – это как бы своего рода русский Беклин.

Полотно Николая Рериха «Зловещие» – еще одна параллель «Острову мертвых». От страшных камней и обломков скал буквально веет дыханием смерти. Мрачна и цветовая гамма. На Смоленском кладбище в Петербурге долше время стояло надгробие с тонко выполненной мозаичной вставкой, воспроизводящей полотно Беклина. Под ним покоится член немецкой общины Петербурга Густав Баумайстер.

В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых», и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. В английском фильме «Миллион лет до нашей эры» кровожадный археоптерикс уносит главную героиню на остров, где жутковато чернеет гнездо с огромными птенцами. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Ковалев перенес на экран то неповторимое ощущение истории, которое навевала на наших предшественников мода на Беклина.

В 1961 году Андрей Тарковский снял картину «Иваново детство». В ней есть шокирующая сцена: Иван видит прибрежную скалу, у подножия которой немцы разместили в сидячем положении трупы убитых красноармейцев Ляхова и Мороза. Этот леденящий душу кинокадр смотрится как фрагмент беклиновского полотна, ибо напоминает подлинный остров мертвых.

Из книги Сказка о силе автора Кастанеда Карлос

Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Сказки о силе автора Кастанеда Карлос

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Остров Пасхи Остров Пасхи находится в восточной части Тихого океана, в 2350 милях от Чили. Его первооткрыватели были поражены, увидев, что вся его территория усеяна сотнями гигантских статуй.Каким образом обитатели острова в далеком прошлом обрабатывали эти вулканические

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ ТУЛЕ На гнездовья птицы прилетели. Хлопая крылами по воде, Завертелись белые метели, закружились пары лебедей. А потом вели тропой скалистой взрослые к воде птенцов своих. Оглашался берег звонким писком желторотых шариков живых. Лишь одна гусыня - как из воска -

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ САМОС Трубят глашатаи: «Измена! Десантники вмешались в бой…»Но к мыслям, как к военнопленным, Уже приставлен был конвой…Дорогие мои, здесь музы подсказывают мне, что пора обрисовать политическую обстановку на «острове Буяне». Когда богоподобному юноше

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава девятнадцатая Остров Луны и остров Солнца Жизнь поистине удивительна! Того, что произошло на маленьком островке посередине озера Титикака, никто никогда не планировал, тем не менее и время, и действие были рассчитаны с точностью, с какой рука хирурга направляет

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

«Остров где-то там» В изложении Хэнкока эта широкомасштабная теория, подкрепляемая археологическими, астрономическими и геологическими свидетельствами, выглядит весьма убедительно. Однако когда мы разбираем ее на составные части и приступаем к более тщательному

Из книги Живые мысли автора Некрасов Анатолий Александрович

Остров Бали Как-то в очень доброй телепередаче «Непутёвые заметки» был показан репортаж об острове Бали. Это остров называют земным раем. Я обратил внимание на то, что на этом острове все улыбаются! Улыбаются много, искренне, от всей души! Естественно, что такая улыбка,

Из книги Учебник магии автора Эстрин Анатолий Михайлович

Остров Петрова Остров Петрова расположен в живописном месте Лазовского природного заповедника на юге Приморского края в бухте Соколовская.Остров Петрова – это Место Силы со своей неповторимой аурой и энергетикой. Благодаря тому что остров охраняется государством и

Из книги Год 2150 автора Александер Тия

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Остров сокровищ Этот обряд построен полностью на мыслеформе. Он действен, как, впрочем, и вся магия.Напишите на листе бумаги свое желание: для чего вам нужны деньги, что вы хотите на них приобрести и т. д. Большинству из нас нужны деньги для улучшения жизни, изменения образа

Из книги От тайны к тайне автора Прийма Алексей

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ Еще одно "странное место" - так называемый Зеленый остров, разделяющий реку Дон на два рукава прямо напротив города Ростова-на-Дону. Длина острова - пять километров, ширина - около двух километров.Слухи о том, что на Зеленом острове "не все чисто",

Из книги Тени старинных замков автора Артур Роберт

Р. Л. Стивенсон ОСТРОВ ГОЛОСОВ Кеола женился на Лехуа, дочери Каламаке, колдуна из Молокая, и жил в доме тестя. Не было колдуна искуснее Каломаке. Он предсказывал судьбу по звездам, по останкам мертвых, знался со злыми духами. Он в одиночку взбирался на скалы, где водились

Из книги Карлос Кастанеда, книги 1-8 (самиздат, интернет-версия) автора Кастанеда Карлос

5. Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Хранитель Знаний автора Черников Виктор Михайлович

Поздравляем великолепную пятерку, из которых в Латвии на данный момент проживают только двое, если не ошибаюсь!

Сначала рассказ о картинах, а потом о месте, ради которого угадайка задумывалась. Особо впечатлительным людям под кат лучше не заглядывать... Кстати, к вопросу о том, много ли мы помним о событиях, происходивших менее ста лет назад.


Прежде чем дать ответ на угадайку, хочу показать, какой логический ряд образовывали предложенные в тот раз фотографии, на какие мысли должны были наводить.

Фото №3 и 4 в посте-угадайке были такими:

Многие узнали, где это находится - в России, в Выборге, в парке Монрепо.
Капелла Людвигсбург была построена между 1822 и 1830 годами по проекту английского архитектора Ч.Х. Тэтама. С этого времени остров превратился в семейный некрополь баронов Николаи и получил название Людвигштайн. Остров на литографии Ж. Жакотте (1840):

Официальное название места - остров Людвигштайн и капелла Людвигсбург. Неофициально остров называют Островом мертвых:

Сейчас сухопутной дороги на выборгский Остров мертвых нет, что окружает некрополь дополнительной завесой тайны:

Картины №6 и 7 в посте-угадайке - это Арнольд Бёклин, картины "Остров мёртвых", самые известные работы швейцарского живописца, графика, скульптора; одного из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века:

Художником было создано пять (возможно, шесть) вариантов картины на эту тему. Все они были написаны в Италии в течение нескольких лет и отличались друг от друга деталями в композиции и по цветовой гамме, до наших дней сохранилось четыре, которые ныне находятся в Базеле, Нью-Йорке, Берлине и Лейпциге.

«Остров мертвых» - самое известное и загадочное полотно Бёклина, ставшее иконой символизма. Таинственный остров с входом, напоминающим ворота кладбища, словно вырастает из темной глади морской воды. Композиция полотна строго продумана: ритмичным вертикалям кипарисов и мраморных скал с узкими пещерами противопоставлена горизонталь моря. Лодка с гребцом и закутанной в белое фигурой медленно приближается к острову.
Возможно, картина восходит к античной традиции, описанной другом Ницше филологом Э.Роде: любимцев богов и героев хоронят на островах, а массам достается подземное царство. Одно бесспорно - «Остров мертвых» это поэтическое размышление об историческом ходе времени, его скоротечности, об одиночестве человека в мире.

На картине изображена лодка, в которой установлен гроб. Впереди, за рекой Стикс, огромный мрачный остров. Гигантские вязы нависают на суденышком, медленно плывущим к маленькой пристани, грубо вытесанной в небольшой естественной бухте. По обеим сторонам острова высятся могильные склепы, вырубленные из сплошной скалы. Даже одинокая фигура Харона, стоящего в лодке, похожа на покрытый саваном труп, и именно она прежде всего приковывает внимание зрителя. Расположение прямой фигуры в центре картины неотвратимо притягивает взгляд к деревьям и снова обратно, в непрекращающемся круговом движении . Мозаичный фрагмент с этой картины сохранился на Введенском кладбище (колоннада на могиле Георга Лиона и Александры Ивановны Рожновой, 1910-е гг., мастерская "Роб.Гвиди СПб"). Когда-то мозаика-двойник украшала и Смоленское Лютеранское кладбище (надгробие члена немецкой общины Петербурга Густава Байермайстера).

Немецкий художник Макс Клингер в начале XX века исполнил по картине «Остров мертвых» знаменитую гравюру, которая сделала этот сюжет Бёклина всемирно известным:

В 1908 г. С.В. Рахманинов написал к картине "Остров мёртвых" симфоническую поэму ("Остров мёртвых" Op. 39.). Позже, все еще будучи под впечатлением от картин Бёклина, он приобрёл свою виллу "Сенар" в Швейцарии только из-за сходства с картиной. Композитор даже распорядился взорвать скалы на берегу озера, чтобы еще более усилить сходство реального пейзажа с картиной Бёклина. Одна из репродукций висела над кроватью Ленина в Цюрихе.

Картины №8 и 9 - это работы Ханса Руди Гигера, швейцарского художника, представителя фантастического реализма, наиболее известного своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». В угадайке были две его работы по мотивам все той же картины Бёклина:

Итак, шесть картин в угадайке называются "Остров мертвых", и, казалось бы, латвийское место тоже должно было бы так называться. Однако...

Эту логическую линию нарушило фото №5 в том ряду:

Это тоже остров, но на сей раз в Минске. И называется он вот как:

Обустроен он был вот по какой причине (см. п.3):

Если предыдущие фото - это просто некрополи, то здесь - мемориал воинской славы:

И отсюда возвращаемся к фото №2 - логический ряд подвел нас к тому, что это остров, тематически связанный со смертью и, предположительно, воинской славой:

Так и есть - это Остров Смерти на реке Даугава (Западная Двина) в Латвии. Вы ничего не замечаете на этом фрагменте?

На максимальном увеличении при съемке с противоположного берега реки становится заметен обелиск на берегу Острова Смерти:

По-латышски остров называется Наавес сала:

Фотографии обелиска на острове, сделанные в конце 1920-х годов и в 1934-м. На переднем плане памятник Неизвестному стрелку, установленный скаутами в 1930 году:

Вы уже поняли, что этот обелиск каким-то образом связан с Первой мировой войной. Обелиск павшим воинам на Острове Смерти.
Линия фронта в 1914-1917 годах. Остров Смерти расположен в верхней части линии фронта, приблизительно в 20 с небольшим километрах по реке от Риги:

Во время Первой мировой войны, во время отступления русских войск, т.н. Искульский плацдарм (от о. Доле до устья реки Огре) или «Остров смерти» - стал местом подвига двух рот российской армии, преградивших путь противнику к переправе, он затем удерживался в течение двух лет, а обе стороны несли большие потери. В те времена остров на самом деле был еще полуостровом.

Оборона русскими войсками и латышскими стрелками укрепленного участка на левом берегу Даугавы напротив Икшкиле («Остров Смерти»), в то время как основные силы находились на правом ее берегу:

Схема на латышском языке. Перевожу подписи к ней:
- окопы российских войск
- окопы немецкой армии
- ограда из колючей проволоки
- временный мост
- место переправы на лодках
- место переправы на кораблике:

Место сражений Первой мировой войны - полуостров площадью 2 квадратных километра - в 3,5 км на запад от железнодорожной станции Икшкиле. С марта 1916 г. 3-й Курземский и 2-й латышский стрелковый батальон помогали русским частям защищать этот небольшой плацдарм, который российская армия при отступлении осенью 1915 г. на правый берег Даугавы, сохранила за собой на левом берегу реки. Укрепления интенсивно обстреливались днем и ночью. Части обороняющихся сменялись практически каждые три недели. Обстрел места на фото того времени:

Пешеходный мост с Острова смерти во время его обстрела немецкой артиллерией летом 1916 года:

Телефонный кабель, связывавший защитников плацдарма с противоположным берегом. На заднем плане наплавной деревянный мост:

Русские солдаты в левом секторе обороны Острова Смерти в ноябре 1916 года:

Похороны на Братском кладбище в Вецпельши павших в ночной битве 4-5 июля 1916 г. на Острове Смерти воинов 3-го Курземского латышского стрелкового батальона:

Мы подходим к самому главному, из-за чего остров получил свое название. Видите на фото ниже, что солдаты в траншеях находятся в противогазах?

25 сентября (8 октября по новому стилю) 1916 г., когда на позициях находились русские части, немецкие войска провели газовую атаку на Острове смерти, которая явилась первым случаем масштабного применения такого рода оружия в Латвии во время Первой мировой войны. Отравились около 1400 солдат и офицеров (по др. сведениям ок. 2000), не имевших противогазов. Погиб почти полностью находившийся в этом месте Каменецкий пехотный полк, бойцы которого приняли ужасную мучительную смерть от отравляющего газа.

Срочно на помощь были переправлены латышские стрелки. Хотя у них были противогазы, однако полностью от отравления они не спасали. Было отравлено газом 120 стрелков из 2-го Рижского батальона, который 8 дней выдерживал атаки немцев на Острове. Защищая этот плацдарм, пала большая часть латышских бойцов (оба батальона потеряли 167 человек), потому стрелки это место назвали Островом Смерти (Nāves sala).

Из школьного учебника:
В 1916 г. на левом берегу Даугавы, у Икшкиле, латышские стрелки в течение нескольких месяцев обороняли участок суши, который называли "Остров смерти". Ночью через Даугаву на лодках доставляли боеприпасы, а обратно вывозили раненых и погибших. Немцы постоянно обстреливали окопы стрелков из пушек и минометов, применяли и боевые отравляющие газы.
Г. Курлович, А. Томашун "История Латвии", 5 класс. Рига, "Звайгзне", 1992 г.

На фото - 240 русских солдат из 173-го Каменецкого пехотного полка, погибших от немецкой газовой атаки, в короткое время перед захоронением у Карамурского фольварка в сентябре 1916 года:

Фотографии разрушений на Острове Смерти:

Особенно кровавые бои развернулись в 1916 году, когда русские войска, чтобы облегчить положение французской армии под Верденом и на Сомме, начали наступление на Северном фронте. На суше наибольшая тяжесть легла на дивизии 43-го корпуса генерала В.Г.Болдырева, защищавшие Икскульский плацдарм. В крутой излучине Двины, напротив Икшкиле, с апреля по сентябрь 1916 года на левом берегу реки стойко держали укрепления перед мостовой переправой сибирские и латышские стрелки. Их били снарядами, травили газами. Они стояли насмерть. Это место бойцы прозвали: «Остров смерти», и братские могилы его защитников напоминают сегодня о тех страшных потерях, что понесла тогда российская армия.

В защите плацдарма латышские стрелки принимали участие до октября 1916 г., а русские войска до июля 1917 г., когда по решению вышестоящего начальства отступили и столь долго защищаемый плацдарм сдали врагу.
Неподалеку от Икшкиле среди поля находится большой холм - ставший местом последнего упокоения офицеров и солдат этого полка. Там большая группа братских могил, в каждой из которых похоронено 75 или 50 человек.

27 июля 1924 г. Президент Латвийской Республики Янис Чаксте открыл памятник защитникам Острова Смерти (автор - архитектор Эйжен Лаубе). В другом источнике говорится, что это памятник павшим латышским стрелкам (поняли разницу?):

Собственно, три латвийские звезды на памятнике об этом и говорят...

Как и надписи о сынах Латвии, защищавших Отечество:

Памятник в сентябре 1937 года:

После Второй мировой войны памятник был поврежден, потом восстановлен.

До строительства водохранилища Рижской ГЭС здесь был полуостров, теперь – остров, к которому добраться можно только на лодке. Обелиск виден слева от красной точки:

Редкие экскурсии на лодках бывают и в остальной части острова, где были расположены окопы, старые места захоронений и карьеры гипсового камня. Говорят, еще в шестидесятые годы 20 века в его песчаных дюнах достаточно было копнуть разок-другой, чтобы набрать пригоршни гильз, ржавые штыки, патронные ленты, каски времен Первой мировой, винтовочные затворы… Место вокруг обелиска было не столь заросшим, как сейчас:

На левом берегу реки есть указатель к месту, но до острова можно добраться только на лодке:

Кстати, многих сбивает с толку, что всюду написано, что посмотреть на остров можно только со стороны Икшкиле. Так вот - на этой спутниковой карте цифрой 1 показан Остров Смерти, красной точкой примерное местоположение обелиска. Икшкиле - цифра 3 на карте, которая ясно показывает, что со стороны города обелиск не виден. Он виден со стороны цифры 2 - это поселок Саулкалне:

И вот, изучив карту, мы и поехали сразу в Саулкалне. Справа от местного детского сада есть дорога к берегу Даугавы. Собственно, вот она и видимый на горизонте Остров Смерти. Если присмотреться, заметно даже место обелиска:

Эта же дорога, если смотреть со стороны Даугавы обратно:

Казалось бы, причем тут Бёклин из угадайки?

После невероятного успеха у современников картины "Остров мертвых" в бессмертии творчества Бёклина, казалось, никто уже и не сомневался.
Два самых известных поздних полотна Арнольда Бёклина – "Война" (1896) и "Чума" (1898) - словно предвосхитили бурную и драматичную историю XX столетия. Тема смерти в них обретает поистине драматическое звучание. На иллюстрациях ниже два варианта "Войны".