Молокаи остров прокаженных. Гавайские танцы хула: Студия "Алоха" - обучение, выступления в СПб. Гавайи. Земля, где умеют Любить: Kalaupapa - "полуостров прокаженных". Достопримечательности Молокаи, на что стоит посмотреть

27.03.2024

Среди всех малых Гавайских островов Молокаи на мой взгляд - и самый притягательный, и самый грустный.

Притягателен он своей первозданностью, удаленностью от туристических троп и интересов больших мира сего: он мал и не настолько удивителен в плане природных красот.

Молокаи – частичка рая для людей, которые любят нетронутую природу, прогулки в окружении экзотической зелени или спокойное времяпрепровождение на пляже.

На этом курорте не найти ни одного большого торгового центра или кинотеатра, в этом, пожалуй, его главный плюс. Остров Молокаи сохранил первозданную свежесть и старину. Даже если вы решите погулять по этим окрестностям, вы не увидите ни одного административного здания и дома выше пальмы...


Однако именно поэтому сюда стекаются коренные гавайцы, которым дороги их корни, их национальные особенности, простота жизни... кто любит тишину и жизнь в глубокой связи с природой, для кого важно и ценно уединение и отсутствие праздного интереса "белых"...

Конечно, кахуна живут не только на Молокаи, особенно преподаватели хула и члены "Aloha International". Но если вам повезет встретить их здесь, на Молокаи - вы сможете увидеть их жизнь такой как она есть и была и 300, и 500 лет назад. Первозданной. Без лоска купли-продажи, без ощущения дела полезного, но поставленного на поток.

Нет-нет, я не против денег. И если бы шаманы других островов не учили людей так открыто, я бы до сих пор ничего о них не знала.

Но прикоснуться к уединенному ученичеству у таких гуру... Это нечто совершенно особое, полное для меня невероятного очарования. Это моя мечта...

Молокаи: солнечное место для релаксации

Кухня и рестораны Молокаи предлагают туристам классическую гавайскую кухню с экзотическими для нас блюдами.

Курорт Молокаи довольно интересный и оригинальный, но он понравится не всем любителям путешествовать, так как многие привыкли видеть вокруг себя всевозможные развлечения, анимацию, цивилизацию, такую.

Отдых в Молокаи коренным образом отличается – он очень спокойный и уединенный, а отели острова гармонируют с окружающей вас природой:

Если вы хотите помечтать и собраться с мыслями – отправляйтесь на этот гавайский остров. Вы не увидите ни транспорта, ни светофоров, ни неоновых вывесок, ни больших магазинов.

Попав на остров Молокаи, вы как будто переноситесь в прошлое столетие, жизнь здесь неспешная и без особых изысков. Большую часть острова занимает роскошный песчаный пляж, он довольно спокойный и малолюдный, туристов не много. Это тихое место очень нравится любителям рыбалки, дайвинга, подводной охоты.

Достопримечательности Молокаи, на что стоит посмотреть

Остров Молокаи имеет много природных и исторических достопримечательностей, но больше всего их на востоке местности.

Прежде всего – это историческое место под названием Kalaupapa, где раньше была колония для прокажённых - и именно это место навевает на остров грустную атмосферу...

Впрочем, несмотря на то, что на острове проказы больше нет, эта местность остается закрытой, и попасть туда можно только с гидом.


Ещё одна достопримечательность, которая хорошо подойдёт для того чтобы отдохнуть душой – парк Palaau , где можно покататься на мулах, посмотреть на водопады и великолепную природу.

На Молокаи держать путь рекомендуется в первую очередь любителям поплавать с аквалангом в живописнейших прибрежных водах – южное побережье острова окаймлено красивейшим рифом длинной в сорок километров. Другое достоинство острова – впечатляющие клифы, высочайшие в мире, оставшиеся после чудовищного обвала берегов около полутора миллионов лет назад.


Интересные факты об острове Молокаи
У северного побережья острова расположена самая высокая скала в мире – более 914 м в высоту, самый высокий водопад Кахива Фолс (660 м) и самый длинный гавайский пляж Папохаку Бич (4,8 км). На Молокаи нет ни светофоров, ни торговых центров.
Крупнейший искусственный резервуар для воды находится в Куалапуу: он может вместить до 454 миллионов литров воды.


(по материалам тур.сайта

Может быть, наиболее спокойным среди всех Гавайских островов (в плане отдыха) можно считать остров Молокаи. По своим размерам этот остров находится на пятом месте среди прочих островов Гавайского архипелага. Он сложен, как и прочие острова, из вулканического материала. Для постройки Молокаи потребовался материал двух вулканов. На его территории находятся самые высокие утесы в мире и здесь же расположен наиболее длинный риф в США.

Молокаи расположен в сорока пяти километрах от острова Оаху и в четырнадцати от Мауи. Западная часть острова Молокаи считается наиболее низким районом острова. Здесь очень сухо и практически отсутствует почва. Восток острова – это зона вулканов и район высокого плато. Эта территория покрыта роскошными тропическими лесами, в зоне которых часто идет дождь. Здесь очень много уникальных видов животного и растительного мира. Эта часть острова находится под охраной государства как заповедная территория Камакоу. Здесь произрастает более двухсот пятидесяти видов эндемичных растений, а также эта часть острова служит домом для многих очень редких видов птиц. Столица Молокаи город Каунакакаи послужит настоящим соблазном для любого туриста. Городские кварталы Каунакакаи – это настоящая архитектура XIX века. Здесь множество старых королевских построек, огромное количество красочных магазинчиков.

Очень интересен будет визит на плантацию Коффис-оф-Хавайи, где также размещен небольшой тематический парк. Музей Молокаи расскажет вам обо всех наиболее интересных исторических событиях острова. Приехав на Молокаи, обязательным пунктом посещения следует выбрать полуостров Калаупапа, с огромной высоты утесами и чудесной красоты скалистым побережьем. А с высоты в тысячу метров в Ваиколу-Локату можно понаблюдать за местными водопадами. Очень интересен для посещения частный курортный городок Мауналоа-Молокан-Ранч, что занимает площадь в треть территории острова.

В заповеднике Моомоми-Дюнс находится, по крайней мере, пять разных видов растений, что не встречаются более нигде на планете. Весьма привлекателен и древний культовый центр племен аборигенов Лиилопае-Хеиау. Неподалеку размещен один из наиболее длинных и пустынных пляжей архипелага. Популярность морского отдыха на острове невысока, так как берега Молокаи илистые и часто покрыты крупной формы каменными образованиями в виде зубцов. Наиболее популярными видами отдыха на острове считаются сноркелинг и каякинг.

Жители Молокаи бережно чтут гавайскую культуру и традиции, что существенно отличает их от населения других Гавайских островов. Более 60% населения острова составляют коренные гавайцы. Многие из них предпочитают архаичный образ жизни, выживают за счет рыбалки и охоты, довольствуются минимальным прожиточным минимумом.

Остров Молокаи занял почетное место в истории римо-католической религии как место пребывания двух праведников: священника Дамиана де Вестера и монахини Марианны Коуп. Римско-католическая церковь канонизировала обоих за лечение и уход больных, страдающих неизлечимой в то время болезнью Хансена, более известкой как проказа. Остров является одним из двух мест в Соединенных Штатах, где жили римско-католические святые (и единственным местом в США, где оба праведника пребывали одновременно). Кроме того, Молокаи известен самыми высокими прибрежными скалами в мире, самыми длинными рифами на территории США, и одним из самых больших песчаных пляжей Гавайев.

Добавить себе закладку на эту станицу:

В1865 году, действуя по рекомендациям своих американских и европейских советников, гавайский король Камехамеха V подписал "Закон о предупреждении распространения проказы". На протяжении 103 лет, начиная с 1866 года, гавайское, а затем американское правительство, насильственно вывезло около 8 000 человек в отдаленный и труднодоступный мыс Калаупапа на острове Молокаи, организовав для них одну из крупнейших в мире изолированных колоний для больных проказой. Закон оставался в силе в различных формах и после аннексии Гавайских островов Соединенными Штатами в 1898, и после включения Гавайев как 50 штата в 1959 году – вплоть до 1969 года.

6 января 1866 года, первая группа из девяти мужчин и трех женщин, больных проказой, доставили на юго-восточную сторону полуострова Калаупапа. "Закон о предупреждении распространения проказы" строго соблюдался, людей с болезнью Хансена искали по всех Гавайских островах и отправляли в это изолированное поселение на Молокаи. Каждый из этих людей лишался семьи, детей и друзей. Все они столкнулись с двойной трагедией – сначала заболели, а затем были вынуждены жить и умереть далеко от своей семьи и друзей на мысе у подножия самых высоких прибрежных скал в мире. Мыс Калаупапа на острове Молокаи стал свидетелем неимоверных человеческих страданий.

Проказа впервые появилась на Гавайских островах в начале девятнадцатого века. Гавайцы никогда раньше не знали этой болезни и имели мало к ней иммунитета. Таинственное и страшное заболевание достигло масштабов эпидемии и угрожало существованию коренного населения. В то время не было эффективного лечения и лекарств. Плохо осведомленные о истинных причинах заболевания, чиновники пришли в отчаяние. Будучи уверенным, что заболевание проказой инфекционно, государственные служащие считали создание изолированной колонии эффективным средством борьбы и единственным решением проблемы.

В действительности, проказа или лепра (сегодня известна как болезнь Хансена) является одной из наименее заразных болезней в мире. Это хроническое заболевание вызывается бактерией и инфицирует только лиц с генетической предрасположенностью, менее 5% населения. Она передается только в ходе повторяющегося контакта с больным в течение длительного периода времени. Создав колонию на Молокаи, Гавайское правительство действовало в соответствии с общепринятыми нормами той эпохи, пытаясь полностью изолировать проказу.

Почему Калаупапа?

Южная сторона мыса Калаупапа отрезана от остального Молокаи скалами высотой 600 м. Океан окружал полуостров на востоке, севере и западе. В хорошую погоду, шлюпки могли причаливать в Калаупапа (Kalaupapa) и Калавао (Kalawao) - два населенных гавайцами поселка.
Во- вторых, гавайское правительство полагало, что пациенты будут самодостаточны и обеспечат себя всеми необходимыми продуктами. Ведь гавайцы жили на полуострове в течение сотен лет, выращивали таро (сладкий картофель), овощи и фрукты. Океан и приливные водоемы обеспечивали рыбой, долины Вайколу и Вайханау служили источником пресной воды. Больные переезжали в дома, оставленные гавайцами.

Но это убеждение оказалось ошибочным. Вскоре стало очевидным, что большинство пациентов слишком больны, деморализованы и неспособны самостоятельно себя обеспечивать. Отчеты чиновников, жалобы пациентов и их родственников свидетельствовали о недостатке продовольствии и жилья. В отсутствии надежды и желания жить, некоторые прокаженные начинали вести аморальный способ жизни. Слухи о тяжелых условиях побуждали гавайцев скрывать своих больных родственников и друзей, дабы предотвратить их поездку в один конец на верную смерть.

Начиная с 1866 года, многие родственники и друзья добровольно покинули свои дома и переезжали в колонию, чтобы помочь мужу, жене или ребенку, больные проказой. Известные как na kokua (помощники), эти люди окружали своих близких любовью и заботой. Их присутствие смягчало боль и одиночество.

Несмотря на усилия Департамента здравоохранения, больниц, жилья, продовольствия и одежды катастрофически не хватало. Начиная с 1873 года, прибытие отца Дамиана, интерес и поддержка со стороны двух гавайских королей (Уильям Чарльза Луналило и Дэвида Калакауа) смогли существенно смягчить проблему.

В 1893-1894 гг. гавайское правительство выкупило всю землю и имущество, местные жители окончательно покинули свои дома. Колонию расширили, и она включала не только поселок Калавао, но и весь полуостров Калаупапа вплоть до скал.

Колония прокаженных была объектом пристального внимания американской прессы и горячих дебатов в Конгрессе. Известные знаменитости, врачи, ученые и журналисты приезжали на Молокаи со всего мира, включая писателей Роберта Луиса Стивенсона и Джека Лондона. Но наиболее известной личностью стал молодой бельгийский священник Иосиф де Вестер, которого позже нарекли "мучеником Молокаи".

Отец Дамиан

Ни один человек не сыграл столь важную роль в истории Калавао и Калаупапа, как Иосиф де Вестер, более известный во всем мире как отец Дамиан. Он прибыл в Гонолулу 19 марта 1864 года, а первые 8 лет провел на Большом острове Гавайи . В 1873 году он и еще трое священников откликнулся на призыв гавайского монарха помочь 700 больным проказой на острове Молокаи.

Дамиан был не первым священником в Калавао. Он пошел по стопах других католических священников, мормонов и конгрегационалистов, но ни один из них не сыграл столь заметной роли в судьбе несчастных больных. Отец Дамиан говорил на гавайском языке, помогал строить дома, водоснабжение, садил деревья, организовал школы и музыкальные хоры, оказывал медицинскую помощь живым и хоронил мертвых. Благодаря ему существенно перестроили католическую церковь Св. Филомена. Используя свой авторитет, он всеми возможными путями выбивал деньги от гавайского правительства на колонию и церковь. Отец Дамиан вселял веру и надежду; постепенно, Калавао стал местом, чтобы жить, а не местом умереть. Его забота и самопожертва привлекла внимание всего мира к тяжелому положению больных и помогла облегчить их страдания.

Спустя 12 лет проживания в Калавао у отца Дамиана диагностировали проказу. Это заболевание не очень заразно, но Дамиан не слишком пытался соблюдать гигиену. За 12 лет пребывания с больными он не сделал ничего, чтобы оградить себя от своих прихожан. Он окунал пальцы в чашу пои (традиционная гавайская еда) совместно с другими больными, делился с ними своей курительной трубкой и не всегда мыл руки после перевязки открытых ран.

Дамиан умер 15 апреля 1889 года в Калавао с матерью Марианной у его постели в возрасте 49 лет. Незадолго до своей смерти, он писал брату: "Я медленно отправляюсь в могилу. Это воля Бога, и я благодарю Его очень сильно за то, что дал мне возможность умереть той же болезнью, что и мои прокаженные. Я очень доволен и счастлив". Дамиана похоронили на кладбище рядом со своей церковью Св. Филомена. Жители Калавао потеряли своего самого ярого защитника.

Потому как полуостров Калаупапа оставался изолированной колонией и огромное количество паломников не могли прийти к его могиле, остатки Дамиана эксгумировали в 1936 году и перезахоронили в Лувене (Бельгия). В 1995 году, остатки его правой руки возвратили к первоначальной могиле в Калавао, к великой радости жителей Калаупапа и остальных гавайцев. 4 июня 1995 папа Иоанн Павел II причислил Дамиана к лику блаженных, а 11 октября 2009 папа Бенедикт XVI причислил его к лику святых.

Когда Гавайи стали 50 штатом США, законы разрешали каждому штату установить в Вашингтонском Капитолии две статуи наиболее выдающихся личностей. Гавайи в Вашингтонском Капитолии представлены статуей короля Камехамеха и отца Дамиана де Вестера.

Еще одной известной личностью стала монахиня Марианна Коуп, также откликнувшаяся на призыв гавайского короля Давида Калакауа помогать больным проказой. В 1888 году она приехала в Калаупапа, чтобы помочь уже заразившемуся проказой священнику Дамиану де Вестеру. После смерти Дамиана, она взяла на себя заботу о больных. Прожив с ними 30 лет и не заболев проказой, она умерла 9 августа 1918 года в возрасте 80 лет.

Начало 20 века

Начиная с 1900 года, Департамент здравоохранения Гавайев приступил к реализации плана мероприятий по обеспечению высокого качества коммунальных услуг, улучшения медицинских процедур и лечения пациентов. Началась программа строительства индивидуальных коттеджей, общежития, больницы и других зданий. Популяризировался спорт, другие виды активной деятельности, все это помогло поднять качество жизни в колонии.

После Второй мировой войны

Радикальные изменения в лечении болезни Хансена произошло с открытием сульфонов. Введенные на Гавайях в 1946 году, новые лекарства принесли быстрое сокращение симптомов болезни и значительное улучшение качества жизни и здоровья, избавив его носителей от страданий. Многие физические барьеры, разделявшие больных от ухаживающих за ними работников, исчезли. Благодаря новым лекарствам, страдающие болезнью Хансена пациенты уже не являлись заразны и потребность в изоляции отпала. После того, как закон официально упразднили в 1969 году, небольшая часть больных решили остаться и провести остаток своей жизни на мысе Калаупапа.

Калаупапа на протяжении 103 лет служил домом для отвергнутых гавайским обществом людей. За этот период сюда отправили умирать около 8 тысяч больных проказой. Песчаные дюны усеяны могилами, отсортированные по религиозной принадлежности - католики, протестанты, буддисты. Но многие похоронены в безымянных могилах, точной статистики количества умерших нет. Четырнадцать кладбищ Калаупапа отражают религиозную и культурную принадлежность покойников: католики, протестанты, мормоны, буддисты и гавайцы. Надписи сделаны на гавайском, китайском, японском и английском языках.

Первоначальное название болезни (проказа) - официально запрещено Законодательным собранием штата Гавайи в 1981 году. Имя, используемое в настоящее время - болезнь Хансена в честь доктора Герхарда Хансен из Норвегии, обнаружившего возбудителя болезни в 1873 году.
22 декабря 1980 года образован Национальный исторический парк Калаупапа. Закон запрещает туристам фотографировать жителей без их разрешения, а все экскурсии должны проходить в сопровождении гида. К крохотному поселку у подножия самых высоких в мире прибрежных скал добираются 3 способами - на мулах, пешком и самолете. Более подробно о экскурсиях и интересных местах острова читайте в статье

Молокаи, или Дружелюбный остров, - один из крупнейших (670 квадратных километров) в Гавайском архипелаге. На нем живет почти 7 тысяч человек, из которых всего около 100 составляют колонию Калаупапа в одноименной части острова. С 1866 по 1969 год сюда отправляли на карантин людей, болевших проказой. Местное население страдает от нее до сих пор.

На острове есть и люди «третьего пола» - здесь их называют маху. Как и в других тихоокеанских регионах, «третий пол» - мальчики, воспитанные как девочки (практика появилась, когда стало рождаться много мальчиков, которые по местным традициям не могут выполнять «женскую» работу). Они занимаются домашним трудом, дают концерты и работают сиделками. Маху могут вступать в отношения с мужчинами и женщинами, но не другими маху.

Последние четыре года американский фотограф Шэнон Бенин работает над документальным проектом о Молокаи.

Остров Молокаи - это часть меня, хотя я и не являюсь частью острова. Впервые я попала туда в конце 80-х, через несколько лет после того, как мои бабушка и дедушка вышли на пенсию. Даже в детстве я знала, что у острова есть особенности, о которых «снежные птицы» - состоятельные пенсионеры, приезжающие сюда на зиму, - предпочитали не говорить: оккупация США, высокий уровень безработицы, колония прокаженных, маху.

В 1970-х годах остров стал центром для коренного населения Гавайев, выступавшего за экологический подход к ресурсам. Эти люди предлагали жизнь без капитализма, сохранение своих традиций и природы. «Земля - ​​наша хлебная корзина, а океан - наш холодильник», - говорили они.

«Земля - ​​наша хлебная корзина, а океан - наш холодильник».

Поразительно, насколько жители острова полагаются на свои природные ресурсы. Соседние острова сталкиваются с серьезным истощением ресурсов и считают Молокаи примером того, как можно совместить традиционные знания коренных народов и новые технологии.

На полуостров прокаженных - Калаупапу - попасть трудно. Можно заказать экскурсию, но чтобы приехать самому и надолго, нужны разрешения. Есть много бюрократических препятствий, предназначенных для защиты жителей полуострова. Здесь много ограничений на съемку - например, запрещено снимать прокаженных. Постепенно я наладила контакты со многими жителями поселения, которые позволили мне углубиться в их жизнь.

Большинство островитян живут скромно; они очень застенчивы, не все бывали за пределами Калаупапу. Сейчас я снимаю портреты местных, стараясь не впадать в объективацию, которая часто встречается в документальной фотографии. Я не объективный наблюдатель, а друг.

Я не объективный наблюдатель, а друг.

Я четыре года езжу на Молокаи. Для меня искусство - это путешествие, а не пункт назначения: никогда не знаешь, сколько времени оно займет.

Я профессор в университете и совмещаю художественную практику с академической и личной жизнью. Это значит, что я не могу посвятить себя проекту полностью. Это проблема всех художников: они хотели бы погрузиться в проект, а вместо этого заняты поиском финансирования и подстраиванием поездок под другие дела.