Крито-минойская цивилизация. Возникновение крито-микенской цивилизации Минойская цивилизация карта

02.03.2024

Минойская цивилизация - эгейская цивилизация бронзового века, которая возникла на острове Крит и процветала в 2700-1450 гг. до н.э. В начале 20-ого века её вновь открыли благодаря работе британского археолога Артура Эванса. Уильям Дюрант именовал минойскую цивилизацию «первым звеном в европейской цепи».

Первые жители поселились на Крите еще в 128 000 году до н.э., в эпоху среднего палеолита. Цивилизация не существовала до 5000 г. до н.э., о чём свидетельствуют первые признаки развитого сельского хозяйства, положившие начало цивилизации. Минойская культура датируется 27 веком до нашей эры.

Термин «минойский» создал Артуром Эвансом в честь мифического «царя» Миноса. В греческом мифе он связан с лабиринтом, который Эванс связывал с местом в Кноссе. Учёные временами приводили аргументы в пользу того, что египетский «Keftiu», семитский «Kaftor» или «Caphtor» и «Kaptara» в архивах Мари относятся к острову Крит, но Джон Стрэйндж утверждает, что: «С другой стороны, многие признанные факты о Caphtor/Keftiu только с трудом можно связать с Критом». В «Одиссее», написанной через несколько столетий после разрушения минойской цивилизации, Гомер называет уроженцев острова Крит «этеокритянами» («истинными критянами»); возможно именно они были потомками минойцев.
Дворцы (anaktora) - самый известный вид минойский зданий выкопанных на острове. Как свидетельствуют большие архивы выкопанные археологами, дворцы были монументальными зданиями, предназначенными для административных целей. Каждый из дворцов, раскопанных на сегодняшний день, имеет собственные уникальные черты, а также объединены особенностями, которые выделяют их среди других построек. Они зачастую были многоэтажными, с внутренними и внешними лестницами, чистыми колодцами, массивными колонами, погребами, и внутренним двором.

Хронология и история

Вместо того чтобы связывать основные календарные даты с минойским периодом, археологи используют две системы относительной хронологии. Первая, созданная Эвансом, и усовершенствована более поздними археологами, основана на видах глиняной посуды и на присутствии ввезенных египетских артефактов, которые можно сопоставить с хронологией Древнего Египта. Схема Эванса разделяет минойскую цивилизацию на три главные периоды: раннеминойский (РМ), среднеминойский (СМ), и позднеминойский (ПМ). Эти периоды в свою очередь тоже делятся, например раннеминойский период на I, II, III (РМI), (РМII), (РМIII).

Другая хронологическая система, предложенная греческим археологом Николасом Платоном, основана на развитии архитектурных комплексов, именуемых «дворцами» в Кноссе, Фесте, Малие и Закросе. Система делит цивилизацию на додворцовый, раннедворцовый (протодворцовый), новодворцовый (новый дворцовый) и последворцовый (в Кноссе - финальный дворцовый период) периоды. Отношения между этими двумя системами даются в приведённой ниже таблице, с приблизительными календарными датами, выведанной у Уоррена и Хэнки (1989).

предметов в культурных слоях других цивилизаций, например Древнего Египта.

Минойская хронология
3650-3000 до н. э. PMI Додворцовый период
2900-2300 до н. э. PMII
2300-2160 до н. э. PMIII
2160-1900 до н. э. CMIA
1900-1800 до н. э. CMIB Раннедворцовый период
(Протодворцовый период)
1800-1700 до н. э. CMII
1700-1640 до н. э. CMIIIA Новодворцовый период
(Новый дворцовый период)
1640-1600 до н. э. CMIIIB
1600-1480 до н. э. ПMIA
1480-1425 до н. э. ПMIB
1425-1390 до н. э. ПMII Последворцовый период
(В Кноссе - Финальный дворцовый период)
1390-1370 до н. э. ПMIIIA1
1370-1340 до н. э. ПMIIIA2
1340-1190 до н. э. ПMIIIB
1190-1170 до н. э. ПMIIIC
1100 до н. э. Субминойский период

Извержение Тира произошло во время зрелой стадии ПМIA периода. Усилия по установлению даты извержения вулкана были чрезвычайно спорны. Радиоуглеродное датирование указало на конец 17 века до н.э.; однако, радиоуглеродная датировка, противоречила оценкам археологов, которые синхронизировали вспышки с обычной египетской хронологией и получить дату около 1525 - 1500 гг. до н.э.

История


Наидревнейшие доказательства о жителях Крита - остатки сельской общины эпохи докерамического неолита, которые датируются примерно 7000 годом до н.э. Сравнительное исследование гаплогрупп ДНК современных критян показало, что мужчины составляющие группу из Анатолии и Леванта, совместимы с греками. Неолитическое население жило в открытых селениях. Хижины рыбаков строились на берегах, в то время как плодородные земли Месары использовали для сельского хозяйства.

Бронзовый век на Крите начался около 2700 г. до н.э. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры, несколько местностей на острове превратились в центры торговли и ручного труда. Это позволило высшему сословию непрерывно практиковаться в управлении и расширить своё влияние. Вполне вероятно, что первоначальную иерархию местной элиты заменила монархическая структура власти, ставшие предпосылкой для создания великих дворцов. С раннего бронзового века (3500 – 2600 гг. до н.э.), минойская цивилизация на Крите показала обещанное величие.

Минойский слиток меди, фото: Wizard191, лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

В конце СМII периода (1700 г. до н.э.), Крит охватило большое волнение, вероятно из-за землетрясения, или вторжения из Анатолии. Дворцы в Кноссе, Фесте, Малие и Закросе были разрушены. Но с началом новодворцового периода, население снова увеличилось. Дворцы восстановили в более крупном масштабе, а по всему острову построили новые поселения. Этот период (17-ый и 16-ый век до н.э., СМIII/новодворцовый период) представляет собой вершину минойской цивилизации. Приблизительно в 16 веке до н.э. на острове произошла еще одна природная катастрофа, возможно извержение вулкана Тира. Минойцы восстановили дворцы, сделав их ещё величественнее, чем прежде.

Влияние минойской цивилизации за пределами Крита признано в виду ценных минойских ремесленных изделий найденных на материковой Греции. Вполне вероятно, что правящие дома микейцев были связаны с минойской торговой сетью. После 1700 года до н.э. под влиянием минойской культуры материальная культура материковой Греции достигла нового уровня. Значительную роль сыграли и связи между Египтом и Критом. В египетских городах найдена минойская керамика. Минойцы импортировали некоторые изделия из Египта, особенно папирус, а также архитектурные и художественные идеи. Египетские иероглифы послужили моделью для минойского пиктографического письма, из которого впоследствии развилось знаменитое линейное письмо А и линейное письмо Б. Бенгтсон также доказал минойское влияние через ханаанские артефакты.

Приблизительно в 1450 году до н.э. минойская культура испытала кризис вследствие природной катастрофы, возможно землетрясения. Другое извержение вулкана Тира было связано с этим разрушением, но установление его даты и обстоятельства остаются спорными. Были разрушены несколько важных дворцов в окрестностях Малии, Тилиссоса, Феста, Агии Триады так же как и жилые кварталы Кносса. Дворец в Кноссе, как представляется, остались практически неповреждённым. Эти события привели к зарождению династии в Кноссе, которая распространила свое влияние на большую часть Крита, до тех пор, пока остров не захватили микенцы.

Около 1420 год до н.э. (по другим источникам 1375 год до н.э.) окрестности минойского дворца оккупировали микенцы, которые адаптировали минойское линейное письмо А к потребностям микенского языка. Это была форма греческого языка, которая записывалась линейным письмом Б. Первый такой архив найден в «Комнате линейных табличек» ПМII периода. Микенцы в целом были склонны не разрушать, а адаптироваться к минойской культуре, религии и искусству. Они продолжали управлять в экономической системе и бюрократии минойской цивилизации.

Во время ПMIIIA1 периода Аменхотеп III записал «k-f-t-w» (Кафтор) в Ком эль-Хэттан в качестве «Секретных земель в Северной Азии». Он также упомянул такие критские города как: Ἀμνισός (Амнис), Φαιστός (Фест), Κυδωνία (Кидония), Kνωσσός (Кносс) и некоторые восстановленные топонимы, как принадлежащие к Кикладам или материковой Греции. Если значения этих египетских названий правильные, значит, фараон не отдавал больше привилегий Кноссу ПМIII периода, чем других государствам в регионе.

После почти столетия частичного восстановления, в 13-м веке до н.э. (позднеэлладский IIIB период/позднеминойский IIIB период) большинство критских городов и дворцов пришли в упадок. Последний из архивов датируется ПМIIIA периодом (одновременно с ПЭIIIA).

Кносс оставался административным центром до 1200 года до н.э. Последней минойской территорией было оборонительное горное поселение Карфи, которое отображает остатки минойской цивилизации уже почти железного века.

Географическое расположение

Крит – гористый остров с природным заливом. На минойской территории обнаружены признаки повреждения землетрясением, а также явные признаки обоих поднятий земли и погружения прибрежных участков в результате тектонических процессов вдоль побережья.

Гомер традиционно записал, что на Крите было 90 городов. Если судить по окрестностям дворцов в период расцвета минойской цивилизации остров, был разделен, по меньшей мере, на восемь политических округов. Считается, что Кносс управлял севером, Фест - югом, Малия – центрально-восточной частью, Закрос – восточной, а Ханья - западной. В других местах найдены меньшие дворцы.

Некоторые из главных минойских археологических памятников:

· Дворцы:
· Кноссо – крупнейший археологический памятник бронзового века на Крите; был приобретен для раскопок Эвансом 16 марта 1900 года.
· Фест – второй крупнейший дворец на острове; раскопки проводила Итальянская археологическая школа вскоре после Кносса.
· Малиа – объект французских раскопок, центральный дворец, который дает возможность взглянуть на развитие дворцов в раннедворцовый период.
· Закрос – роскошное место, выкопанное греческими археологами на дальнем востоке острова. В археологической литературе оно также упоминается как «Закро».
· Галата – совсем недавно подтверждённое место дворца.
· Агия Триада – административный центр рядом с Фестом.
· Гурния – город, в котором раскопки проводила американская археологическая школа в первой четверти XX века.
· Пиргос – памятник раннеминойского периода на юге острова.
· Василики - памятник раннеминойского периода на востоке острова, который дал своё имя великолепной керамике.
· Форно Корфи – местность на юге острова.
· Псира – город-остров с ритуальными местами.
· Гора Луктас – величайший из минойский храмов из-за её связи с дворцом в Кноссе.
· Аркалохори – место находки знаменитой секиры из Аркалохори.
· Карфи – памятник позднеминойского периода, одно из последних поселений минойцев.
· Акротири - поселение на острове Санторини (Тира), недалеко от вулкана Тира.
· Зоминтос - горный город у подножья Иды.

Минойцы за пределами Крита

Минойцы были торговцами, а их культурные связи замечены далеко за пределами острова Крит, в Древнем царстве Египта, меденосном Кипре, Ханаане, далеко от Левантийских берегов, и в Анатолии. В конце 2009 года при раскопках ханаанского дворца в Телль-Кабри (Израиль) обнаружили минойские фрески и другие артефакты. Ведущие археологи пришли к заключению, что минойское влияние было сильнейшим иностранным влиянием на город-государство Ханаан. Это единственные следы минойской культуры, когда-либо найденные в Израиле.

Минойские техники и стили керамики также оказывали переменное влияние и на элладскую Грецию. Наряду с хорошо знакомым примером Тиры, минойские «колонии» нашли сначала в Кастри на Китире – острове недалеко он материковой Греции, который попал под влияние минойцев в середине 3 века до н.э. (РМII период) и пребывал под ним тысячу лет вплоть до микенской оккупации в 13 веке. Использование термина «колония», впрочем, как и «талассократия», в последние годы подверглось критике. В результате исследования минойского яруса были выявлены первые минойские поселения за пределами Крита, что изменило материковую культуру раннего бронзового века.

Цикладские острова, располагающееся вблизи Крита, острова Карпатос, Сария и Касос, находились под влиянием минойской культуры. С середины бронзового века (СМI-II) на них также размещались минойские колонии, или поселения минойских торговцев. Большинство из этих поселений стали заброшенными к ПМI периоду, но минойский Карпатос восстановился и продолжил существование минойской культуры до конца бронзового века. Другие предполагаемые колонии минойцев такие как Эгина, выдвинутые в качестве гипотезы Адольфом Фуртвенглером, позже были отклонены учеными. На острове Родос в Ялисос также была минойская колония.

Влияние минойской культуры распространялось не только на все Цикладские острова, но и на территорию Египта и Кипра. На рисунках датируемых 15 веком до н.э. в Фивах изображено множество людей, внешне напоминающие минойцев, которые несут дары. Согласно надписям эти люди прибыли из Кефтиу или с «островов посреди моря», и возможно относились к приносящим дары купцам или официальным лицам из Крита.

Определенные места в пределах Крита указывают на минойцев как на «общество заинтересованное в поддержании контактов с другими народами». Территория Закроса новодворцового периода, например, расположена в пределах 100 метров от современного побережья залива. Большое количество мастерских и богатство этой местности сырьём свидетельствует о потенциале для импорта и экспорта.

Общество и культура

Минойцы главным образом были купцами, занимающееся внешней торговлей. С 1700 года до н.э. их культура показывает высокую степень организации.

Фреска из Кносского дворца с изображением женщин, Показаны три женщины, которые были, возможно, королевами, фото: Hardwigg, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

Минойцы торговали шафраном, о чём свидетельствуют незначительные остатки известной фрески с изображением собирателей шафрана в Санторини. Как правило, археологи склонны выделять более прочные предметы торговли: керамику, медь, олово, и впечатляюще роскошные находки из золота и серебра.

Изделия минойского производства реализовывались через налаженную торговлю с материковой Грецией, Кипром, Сирией, Анатолией, Египтом, Месопотамией и государствами на запад до самого побережья Испании.

Минойские мужчины носили набедренные повязки и килты. Женщины - халаты, короткие рукава и многослойные юбки с оборками. Халаты были открыты до пупка, оставляя грудь открытой. Женщины также носили лиф без бретелек. В узорах на одежде делался упор на симметричные геометрические рисунки. Учитывая хрупкость органических материалов, возможно, носили другие формы платьев, но этому нет никаких археологических доказательств.

Язык и письмо

Знания о разговорном и письменном языке минойцев скудные, в связи с небольшим количеством найденных записей. Глиняные таблички, датированные примерно 3000 г. до н.э. были найдены с различными критскими рукописями. Глиняные таблички, вероятно, использовались примерно с 3000 г. до н.э. или ранее. В двух глиняных чашах из Кноссоса обнаружены остатки чернил, а чернильницы аналогичны чернильницам из Месопотамии в форме животного.

Диск из Фаистоса (Phaistos Disc). На Крите есть руины древнего города Фаистос (Phaistos, Phaestus, Festos). В нём при раскопках был обнаружен глиняный диск с нанесёнными на него иероглифами, которые в отличие от самого города сохранился полностью. Он датируется вторым тысячелетием до нашей эры и содержит круговые начертания из 45 видов знаков. Его предназначение и место изготовления до сих пор является предметом дискуссии. Учитывая средиземноморское происхождение диска, его очень часто относят к артефактам погибшей Атлантиды, фото: Francois C, Общественное достояние

Критские иероглифы – наиболее ранние надписи, найденные на Крите. Не известно является ли этот язык минойским или нет, а его происхождение до сих пор вызывает дебаты. Эти иероглифы часто связывают с египетскими, но они также имеют отношение к несколько другим письменам из Месопотамии. Иероглифы вошли в употребление в СМI период; их использовали в одно время с новым линейным письмом A с 18 века до н.э. (СМII), однако в течение 17 века до нашей эры (ММIII) они исчезли.

В период микенской цивилизации линейное письмо A заменили линейным письмом Б, делая записи очень архаичной версией греческого языка. В 1952 году линейное письмо Б успешно расшифровал Майкл Вентрис, однако более ранние подлинники остаются тайной. Подавляющее большинство табличек написаны линейным письмом Б, очевидно были записями о товарах или средствах. Другие записи - надписи на религиозных объектах, связанные с культом. Поскольку большинство этих надписей были краткие экономические отчеты, а не посвятительные, перевод найденных остатков минойской цивилизации является серьёзной проблемой.

Искусство

Фреска - Игры с Быком (Кносский бык, Кносский дворец). Вероятно изображён спорт или ритуал "бычьих прыжков";краснокожая фигура мужчина и две светлокожие фигуры женщин. Общественное достояние

Самая большая коллекция минойского искусства находится в музее Ираклиона, около Кносса на северном берегу Крита. Археологи использовали минойское искусство, вместе с другими остатками материальной культуры, в особенности ряд стилей керамики, для определения трёх периодов минойской культуры (РМ, СМ, ПМ) рассмотренных выше.

Так как дерево и текстиль не дошли до наших дней из-за разложения, наиболее сохранившимися примерами минойского искусства были: керамика, дворцовая архитектура с фресками, включая ландшафт, резьба по камню и замысловатые резные камни.

Религия

"Богиня змей" или жрица, выполняющая ритуал (Кносский дворец), фото: Chris 73, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Минойцы, как представляется, поклонялись главным образом богиням, а их культура была основана на «матриархальной религии». Профессор Нанно Маринатос заявила: «Иерархию и взаимоотношения богов в пантеоне трудно расшифровать по одним только изображениям». Она отрицает раннее описание минойской религии как примитивной, заявляя, что это была "религия утончённой, городской дворцовой культуры со сложной социальной иерархией. У минойцев плодородие не доминировало больше, чем в любой другой религии, в прошлом или настоящем. Они придерживались гендерной идентичности, обрядов посвящения и смерти. Целесообразно предположить, что организация и ритуалы, и даже мифология, напоминают религию ближневосточных дворцовых цивилизаций». Хотя существуют некоторые свидетельства мужских богов, изображения минойских богинь значительно превосходят изображения всего, что можно счесть минойским божеством. Некоторые из этих изображений женщин, возможно, были образами поклонников и жриц при совершении обрядов во время религиозных церемоний. В отличие от божеств, несколько богинь, по-видимому, имели изображение: Богиня-мать плодородия, повелительница животных, покровительница городов, домашнего хозяйства, урожая, подземного мира, и др. Они часто отображались со змеями, птицами, маками, и с несколько расплывчатой формой животного на голове.

Боксирующие мальчики, фреска из Санторини (Выставка B1, корпус Б в Акротири.). Их темная кожа указывает пол. Мальчик слева является лучше экипированным и носит украшения (браслеты, ожерелья), которые указывают на более высокий социальный статус. То же художник, что и выполнил фрески антилоп.

Архитектура

В городах минойской цивилизации дороги были вымощены камнем, вырезанным из блоков бронзовыми пилами. Улицы осушали, а водопроводные и канализационные сооружения были доступны через гончарные трубы лишь для высшего сословия.

Крыши зданий зачастую покрывались плоской черепицей; применялась штукатурка, дерево и плетняк для полов, возводились в два-три этажа. Обычно низ стен строился из камня и бута, а верх - из глинобитного кирпича. Крышу поддерживали потолочные балки.

Материалы, используемые в строительстве вилл и дворцов, были разнообразными и могли включать песчаник, гипс и известняк. Помимо этого, способы строительства также варьировались зависимости от конструкции. При строительстве некоторых дворцов использовали кладку из белого камня, в то время как в других применяли грубо обтёсанные мегалитические блоки.

Минойская цивилизация - культура, архитектура - Руины Кносского дворца, фото: Chris 73, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Дворцы

Первые дворцы были построены в конце раннеминойского периода в третьем тысячелетии до нашей эры (Малия). Хотя ранее считалось, что создание первых дворцов проходило одновременно и они датировались среднеминойским периодом около 2000 г. до н.э. (дата постройки первого дворца в Кноссе), теперь учёные считают, что дворцы строились в течение более длительного периода, в разных местах, под влиянием местных событий. Главные первые дворцы находятся в Кноссе, Малии, и Фесте. Некоторые из элементов, отмеченные во дворцах среднеминойского периода (Кносс, Феста и Маллии, например) присутствовали в более ранних стилях строительства в раннеминойском периоде. К ним относятся неровный западный двор и специальная отделка западного фасада. Пример этого виден в «Доме на холме» в Василиках, датируемый РМII периодом.

Дворцы выполняли множество функций: они служили центрами правительства, административным органом, храмом, мастерскими и складскими помещениями (например, для зерна).

Использование термина «дворец» для старых дворцов, означающий династическую резиденцию и центр власти, недавно попал под критику, и вместо него предложили термин «здание суда». Однако, первоначальный термин, вероятно, слишком хорошо укоренился, чтобы его заменить. Дворцовую архитектуру определяли такие архитектурные особенности как: кладка белым камнем, oртостаты, колонны, открытые дворы, лестницы и наличие разнообразных водоёмом.

Поздние дворцы характеризуются многоэтажными зданиями. Западные фасады строили из белого песчаника. Кносский дворец представляет собой наиболее яркий пример. Дворцовая архитектура первого дворцового периода определяется стилем «квадрат в квадрате», в то время как, конструкции второго дворцового периода включали больше внутренних делений и коридоров.

Общий архитектурный стандарт дворцов среднеминойского периода зависел от окружающей местности. Строения Феста этого периода сооружались в соответствии с горой Ида, а Кносса - с горой Юкта.

Колонны

Одним из наиболее значимых вкладов минойцев архитектуру были уникальные колонны, которые в верхней части шире, чем в нижней. Их назвали «перевернутыми», потому что большинство греческих колон шире внизу, создавая иллюзию большей высоты. Колоны изготовлялись из дерева, и как правило окрашивались в красный цвет. Их устанавливали на каменное основание и увенчивали подушкообразной, круглой деталью в качестве капителя.

Виллы

На Крите в результате раскопок были выявлены ряд соединений истолкованные как «виллы». Эти постройки имеют много общего с центральными дворцами новодворцового периода (например, выраженный западный фасад складских помещений, и «минойский зал»). Эти особенности могут означать, что либо они выполняли туже роль, либо эти сооружения были художественной имитацией, предполагая о знакомстве жителей с дворцовой культурой. Виллы часто богато украшали (например, фрески виллы в Агия Триада).

Сельское хозяйство

Минойцы разводили скот, овец, свиней, коз, выращивали пшеницу, ячмень, горошек и нут. Они также культивировали виноград, инжир, маслины, мак (ради семян, и возможно опиума). Минойцы одомашнили пчёл.

На Крите зерновые культуры, включая салат, сельдерей, спаржу и морковь оставались дикорастущими. Груша, айва, и оливковые деревья также были присущи этой местности. Местные жители импортировали деревья финиковой пальмы, и котов (предположительно для охоты) из Египта. Они переняли гранаты из Ближнего Востока, а не лимоны и апельсины, как часто полагают.

Минойцы разработали средиземноморскую поликультуру, практику выращивания нескольких культур одновременно. Их разнообразная и здоровая диета привела к росту населения. Теоретически этот метод земледелия позволил сохранить плодородие почвы, а также защищал от низкой урожайности любой культуры. Таблички линейной системы B указывают на важность фруктового сада (т.е., инжир, оливки и виноград) в выращивании урожая на переработку.

Фермеры использовали деревянные плуги, связанные кожей с деревянными ручками, которые парами тянули ослы или волы.

Морские ресурсы также имели важное значение для критской диеты. Среди местных продуктов были распространёнными съедобные моллюсков, морская рыба и животные. Но ученые считают, что эти ресурсы не были столь значительны относительно зерна, оливок и продуктов животноводства. На усиление сельскохозяйственной деятельности указывает строительство террас и дамб на острове Псира в позднеминойский период.

Критская диета включала в себя дичь. Критяне охотился и ели дикого оленя и кабана наряду с мясом домашнего скота. Дичь больше не водится на Крите.

Теории гибели минойской цивилизации

Между 1935 г. и 1939 г. греческий археолог Спиридон Маринатос выдвинул теорию о минойском извержении. Оно произошло на острове Тира (современный Санторини, находится приблизительно в 100 км от Крита) в ПМIA период. Это извержение было крупнейшим среди вулканических взрывов в истории цивилизации, выбросив около 60 км³ продуктов и оценён в 6 балов по шкале VEI (показатель вулканической эксплозивности). Извержение опустошило ближайшее минойское поселение Акротири, похоронив его под слоем пемзы. Кроме того ученые предполагают, что извержение и его последствия для минойской цивилизации возможно породили миф об Атлантиде.

Извержение, как полагают, серьезно отразилось на минойской культуре Крита, хотя размеры последствий ещё обсуждаются. Согласно ранним теориям выброс вулканического пепла из Теры на восточной половине острова Крит задушил растения, что в последствии вызвало голод местного населения. Более тщательный осмотр места привёл к заключению, что по всему Криту выпало не более 5 мм (0,20 дюйма) пепла. Основываясь на археологических доказательствах, найденных на Крите, исследования XXI века показывают, что огромное цунами, порожденное извержением Тира, опустошило прибрежные районы Крита и разрушило множество минойских поселений.
ПМIIIA (позднеминойский) период характеризуется богатством (т.е., богатые гробницы, погребения и искусство) и повсеместным распространением кносских стилей керамики. Однако, важность Кносса как региональный центр и его материальных «богатств» в ПМIIIB период сократилась.

Существенные остатки минойской цивилизации нашли в слое вулканического пепла ПМI периода, а это означает, что извержение Тира не привело к немедленной гибели минойской цивилизации. Поскольку минойское государство было морским и зависело от морских и торговых судов, скорее всего извержение Тира привело к значительным экономическим трудностям. Были ли эти последствия достаточными, чтобы вызвать падение цивилизации - интенсивно обсуждается. Микенское завоевание минойцев произошло в ПМII период. Микенцы были военной цивилизацией. С помощью функционального военно-морского флота и хорошо оснащённой армии они были готовы к вторжению. В погребениях на Крите нашли микенское вооружение, что демонстрирует микенское военное влияния в течение недолгого периода после извержения. Многие археологи предполагают, что оно вызвало кризис минойской цивилизации, что сделало её уязвимой для завоевания микенцами.

Синклер Худ пишет, что уничтожение минойской цивилизации, скорее всего, связано с вторжением. Хотя окончанию процветания цивилизации поспособствовало извержение вулкана Тира, итоговый конец наступил из-за внешнего завоевания. Археологические данные свидетельствуют об уничтожении острова из-за пожара. Худ отмечает, что дворец в Кноссе, по-видимому, испытал меньше ущерба, чем другие места на острове. Поскольку стихийное бедствие не выбирает цель, неравномерные разрушения, скорее всего, нанесли захватчики. Они, по-видимому, видели полезность сохранения такого дворца как Кносс для собственного использования.

Некоторые авторы указывают на доказательства того, что минойская цивилизация превысила ассимиляционный потенциал окружающей среды. К примеру, археологические восстановления в Кноссе показывают вырубку лесов в этой части Крита на поздних стадиях развития минойского развития.

Charlesraw    Август 27, 2014

Графика сайт

Как прекрасна, трогательна традиция посещать музеи и выставки современных талантов, творивших несколько веков назад.

Рисунки карандашом

Однако, не каждому доступна подобная возможность. Причины могут быть различными: отсутствие времени, территориальная удаленность от музеев, галерей и выставочных комплексов или же какие-либо иные, бытовые причины. Для таких, кто не представляет себя без красивых, уникальных, талантливых картин мы открыли портал

Это, в некотором роде, уникальный вебресурс. Интернет галерея, где таланты могут продать собственный шедевр, а фанаты живописи приобрести еще одну великолепную картину для своей коллекции. Кроме того, остальные элементы искусства также могут быть предложены к продаже и демонстрироваться на нашем портале как и картины.

Рисунки карандашом

Сайт не берет денег за наши услуги ни с тех, кто реализует картины, ни с тех, кто их приобретает. Обсудить понравившиеся шедевры искусства вы можете на форуме ресурса,

пройдя необходимую – быструю и простую – регистрацию. Свой собственный, неповторимый мир, множество единомышленников, ответы на вопросы, интересные публикации и полезные контакты – все это виртуальная галерея на вебсайте



ASRAvatism    Октябрь 21, 2014

Система учета АИСТ используется для точного сбора и обработки информации,поступающей от разнообразных энрегоресурсов.

Система АИСТ обладает автоматизированным функционалом и реализует честный контроль в сфере ЖКХ. За счет отсутствия человеческого ресурса в процессе вычислений система АИСТ позволяет свести риск предоставления недобросовестных данных по количеству потраченных ресурсов.

Основное преимущество системы АИСТ в возможности осуществления цифровой скоростной передачи информации посредством PLC-технологии. В состав системы АИСТ входят все счетчики энергоресурсов: тепловые счетчики,водные счетчики, газа, электрические счетчики.

Данные счетчики применяются для расчетов в таких системах, как СДИУ, АИИСКУЭ.Все счетчики подают, информацию о потраченных ресурсах за нужный период времени в концентратор, где происходит их централизованная обработка и хранение. Кроме того, в в систему АИСТ входят такие приборы, как RF-mesh регистратор и конвертер портов.

Вы можете

приобрести приборы системы АИСТ, позвонив на номер 8-800-775-19-75.

Aist-System,Ru - Система АИСТ



Александр    Июнь 10, 2015

Текст Фестского диска - это перечень посвящений основных правителей Крита, вероятнее всего, лунному божеству, скопированных изготовителем диска, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из дворцовых или пещерных святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырёхлезвийная, возможно, использовалась и как своеобразный лунный календарь. Сам диск, - Луна в полнолуние, - своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение этого бога. Количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение диска - оберег в виде клубка змеи для этих строений и для всех живущих в них, т. к. у минойцев считалось, что змея в доме приносит Божье благословение.
Подробнее смотри сайт: phaestos-disk,at,ua

Минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.

Фрагменты Кносского дворца

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.

Минойская цивилизация. Древний Крит и его обитатели

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Наследие древних цивилизаций. Минойская культура

Ранний период изучения

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у него не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение города Кидония.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, в чьём ведении тогда находился Крит, отказали ему.

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

После дешифровки критского письма

Табличка с надписью кипро-минойскийм письмом.

Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

Хронология

Хронологию минойской цивилизации предложил А. Эванс в начале XX века, разделивший минойскую историю на ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний в основном совпадает с существованием микенской цивилизации). Альтернативное членение минойской истории на дворцовые периоды предложил греческий археолог Н. Платон.

Доминойский период Крита

Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей. Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось у г. Матала.

Пещеры на пляже Маталы

Анатолийское происхождение минойской культуры

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Цилиндрическая печать из Арслантепе

Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати.

Лабрис как символ минойской культуры

За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Влияние материковой Греции (пеласгов)

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры.

«Пифосы с медальонами» в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам, они относятся к среднеминойскому III или позднеминойскому IA периоду.

Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

Культурные связи

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А».

Фестский диск.

Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.

Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.

В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, по-видимому, столкнулась с соперничеством пеласгов.

Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были малочисленными и развились уже после захвата Крита ахейцами.

Закат

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды.

Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)

Гибель Древних Цивилизаций. Минойская Тайна

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

«Рыбак». Минойская фреска с Тиры

До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы в 1450 г. до н. э.

Фреска бронзового века (Санторин)

РУИНЫ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

После извержения власть на острове захватили ахейцы. Так возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединившая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке до н. э. микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, из употребления вышло критское письмо. Минойцы скрылись от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких, как Карфи. Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжали существовать ещё длительное время. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом (одна надпись — также линейным письмом «А»), относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).

Наследие древних цивилизаций. Санторин и Тира

Государство

Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века.
Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).
Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.
Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка.
Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).
Как и другие доиндоевропейские религии Европы, минойская религия была не чужда пережитков матриархата.

"Pillar Shrine" within the Minoan palace of Cnossus, Crete. XVI век до н. э.

В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Фреска из Кносского дворца

Культура и технологии

Минойцы строили во дворцах водопроводы, канализацию. Пользовались ванными и бассейнами.

Живопись. Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.

Религия. Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе, или во дворце. Широко распространено жертвоприношение быков.

Игры с быком (фреска из Кносса)

Все попытки воссоздания минойской религии и пантеона божеств достаточно спекулятивны. Согласно одной из гипотез (М. Гимбутас), бык представлял собой олицетворение мужской силы, царица — женское божество наподобие великой богини.

«Богиня змей»

Тайны Исчезнувших Цивилизаций. Минойская Культура

Легенда гласит, что у царя Агенора, правителя города Тира в Финикии, была красавица дочь по имени Европа. Её заметил с Олимпа царь богов Зевс и влюбился в неё. Он обернулся громадным белым быком и похитил царевну, когда она направлялась с подругами на морское побережье. Бык бросился в воду и быстро скрылся из глаз испуганных девушек. Через несколько дней Зевс с Европой на спине достиг необитаемого острова. Выйдя на берег, он принял облик бога и поселился с прекрасной возлюбленной вдали от человеческих глаз. Европа родила Зевсу трёх сыновей: Миноса, Сарпедона и Радамента. Старший из них стал первым царём цивилизации Крита . Впоследствии его имя превратилось в титул минос значило у критян то же, что у египтян фараон, а у греков басилевс.

Много позднее, начав раскопки на Крите, археологи подтвердили правдивость некоторых сторон мифа о Европе. Остров действительно заселили выходцы из Передней Азии. Племена финикийцев пришли сюда около шести тысяч лет до новой эры. Они завезли на Крит крупный рогатый скот, но главным их занятием было земледелие. Именно здесь учёные обнаружили самые древние в Европе следы сельского хозяйства. Первые раскопки были начаты в 1900 г. британским археологом Артуром Эвансом, ему принадлежат самые важные открытия на острове Крит, и он же дал название - миной по имени первого царя Миноса .

За четыре тысячелетия жители Крито-Микенской цивилизации создали на острове процветающую империю, самую древнюю в Европе. Её центрами были несколько крупных дворцовых комплексов, фактически переросших в города. Обнаружены дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Только Кноссий с самого начала строился именно как резиденция правителя и был обособлен от остального города. Другие дворцы, открытые на Крите позднее, стенами срастались с окружавшими их городскими кварталами. Таков, например, дворец в Маллии.

Обычно критяне возводили дворцы на побережье, чтобы было удобно добираться до моря. Минойцы считали себя морским народом. На фресках в их дворцах часто встречаются изображения кораблей, рыб, играющих дельфинов и осьминогов. Греческий историк V в. до н. э.

Фукидид сообщал, что царь Минос создал могущественный флот, который позволил ему править на море. Археологи заметили, что ни один из дворцовых комплексов не имеет укреплений. Это значит, что жители острова чувствовали себя в безопасности, не боялись соседей и считали флот самой надёжной защитой для Крита. Рыбная ловля была важной статьёй в хозяйстве острова. На одной из фресок можно увидеть мальчика рыбака со связками пойманной рыбы.

Первые дворцы появились во II тысячелетии до н. э., однако от них остались только фрагменты фундаментов. Землетрясения на Крите были не редкостью, учёным удалось обнаружить, что ранние постройки простояли лишь 300 лет и обрушились. Принято выделять два основных строительных периода - период Старых дворцов(II тысячелетие - XVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII-XV вв.до н. э.). Почти тотчас же на обломках разрушенных зданий начинали возводить новые - еще более роскошные. Однако и «первые» дворцы возникали не на пустом месте. Под Кносским, например, открыт деся-тиметровый слой, в котором найдены предметы, рассказывающие об истории Крита на протяжении нескольких тысячелетий.

Дворец в городе Кноссе считается самым крупным. Именно здесь, по мнению учёных, мог жить легендарный царь Минос. Этот огромный лабиринт комнат и дворов строился в течение четырёх с половиной столетий - примерно с 1900 до 1450 г. до н. э. Он занимал площадь около 16 тыс. кв. м и включал в себя почти 300 различных помещений. В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс. человек. Неудивительно, что на чужеземцев он производил неизгладимое впечатление.

С этим дворцом связана легенда о Минотавре. Она гласит, что жена царя Миноса Пасифая полюбила быка и от него родила чудовище - получеловека полубыка Минотавра. Он был так страшен, что царь построил специальный лабиринт, где спрятал ужасного сына Пасифаи. Минотавр питался людьми, и критяне приносили ему в жертву пленников. В это время Афины Крита. Однажды на остров вместе с партией пленников прибыл афинский царевич Тесей. Он сумел убить Минотавра и выбраться из лабиринта с помощью путеводной нити, которую дала герою полюбившая его дочь Миноса - Ариадна.

Учёные считают, что миф о Минотавре был навеян реальными событиями. Огромный дворец, где можно легко заблудиться, стал прообразом мрачного лабиринта. А критский культ быка лёг в основу истории о чудовище, которому приносились человеческие жертвы. Высказано предположение, что во время особо важных ритуалов царь надевал маску священного быка и как бы становился Минотавром «на час». На одной из печатей видно изображение пляшущего Минотавра, из-за рогов которого развеваются человеческие волосы. Перед нами ритуальный танец с маской. Тот факт, что царь на Крите символизировал быка, которого приносили в жертву Земле для вечного возрождения жизни, говорит о сложности и даже драматичности положения правителя острова. У древнегреческих авторов найдено выражение «девятилетний Минос», это не означает, что царём был ребёнок. Учёные расшифровывают его так: Минос имел право занимать трон только восемь лет. Каждый девятый год он направлялся в священную Диктейскую пещеру, где, согласно мифу, родился Зевс, и беседовал там с отцом богов, возобновляя силу и получая от него законы.

Длительный период неолита на острове сменила блестящая минойская эпоха, чье название происходит от имени мифического царя Миноса, правителя царства и Кносского дворца.

Минойская цивилизация была создана и процветала от 2900 г. до н.э. до 1100 года до н.э., период более чем 1500 лет.

Минойский период делится на четыре основных:

Додворцовый период (3300 - 2000 до н.э.)

Стародворцовый период (2000 - 1750 до н.э.)

Новодворцовый период (1750 - 1490 до н.э.)

Последворцовый период (1490 - 1100 до н.э.)

Раскопки британского археолога сэра Артура Эванса впервые пролили свет на культуру, о существовании которой до этого было известно только из гомеровского эпоса и греческого мифа о Минотавре.

Минотавр - наполовину человек, наполовину - бык, пожирал молодых мужчин и женщин, которые доставлялись ему в качестве дани с материковой Греции.

Эванс в начале прошлого века нашел руины Кносского дворца, существовавшего на острове Крит с 1700 г. до н.э. и после.

В Кносском дворце была вода и канализационная сеть, которая оказалась совершеннее, чем любая другая, построенная в Европе в римскую эпоху. Стены были искусно украшены фресками, на которых минойцы выглядели счастливыми и мирными людьми, которые жили в гармонии с природой, имели очевидную склонность к танцам и любили большие общественные фестивали и спортивные соревнования.

Структура Кносского дворца казалась хаотичной и сложной для первых посетителей и, возможно, этот факт породил миф о знаменитом лабиринте.

То, что не подходило для выращивания зерновых культур, было идеально для лозы или оливы. С тех пор и до сегодняшнего дня масло и вино - главные сельскохозяйственные продукты, выращиваемые и экспортируемые с Крита

Море

Минойцы вскоре поняли, что море, которое их окружало и которого они все ещё опасались, на самом деле стал их новым лучший другом. Море было эффективным сдерживающим фактором вторжений, чем любое из укреплений.

Во время развития и процветания цивилизации, минойцам не приходилось строить стены вокруг своих городов. Благодаря морю минойцы установили культурные связи с другими странами. Постепенно они стали виртуозами в судостроении, а Минойская цивилизация стала одной из первых цивилизаций, основавшей свое развитие в коммерческом флоте. Минойцы быстро колонизировали близлежащие острова Эгейского моря, Киклады, и начали торговать с Египтом и Сирией. Считается, что они прибыли в Сицилию. Прибыль от торговли и накопленный опыт позволили им построить большие порты, акведуки и впечатляющие дворцы.

Минойские моряки были самоотверженными и суда их были более совершенными.

На фресках изображались корабли с высоким носом, короткой кормой, большой мачтой в центре квадратной ткани и большой лопастью на корме для руля.

И когда дул ветер, более 25 гребцов на каждом борту судна обеспечивали ему необходимую силу для перемещения. Высокие носы разрезали волны, а тяжелые и надежные корпуса делали их сильнее и устойчивее во время шторма. Даже высокомерные египтяне восхищались морскими способностями минойцев. В египетской гробнице фреска изображает группу минойцев, которых они называли «кефтиу», приносящих дары фараону. Вполне вероятно, что фараон Египта, нанимал минойцев с их судами для перевозки ливанского кедра в свою страну.

Характер

Минойцы разработали эффективный центральный орган для управления и отслеживания торговых операций. Регистры были написаны на глиняных табличках, изначально с формой записи, которая выглядела как египетские иероглифы и после 1700 г. до н.э. - с использованием слогового письма, известного как линейное.

Возможно, из-за своей изоляции, минойцы меньше воевали, чем другие народы того времени. Они никогда не покрывали стены сценами битв или военных подвигов и не описывали боевые подвиги.

Их любимыми темами был человек в его повседневной жизни или религиозных и спортивных мероприятиях, а так же образы природы - цветы, рыбы, птицы и дельфины.

Также они не возводили статуи или большие курганы, чтобы удовлетворить тщеславие или подчеркнуть чью-то власть. Вместо этого в их искусстве преобладают портреты очаровательных людей с длинными черными волосами, высоких и стройных, в красивых, красочных костюмах. Женщины, в частности, изображены в цветных потрясающих платьях, которые оставляют грудь открытой, возможно, как знак красоты, здоровья и плодородия. Греки предполагали, что именно минойцам принадлежит появление танцев.

Минойское искусство спонтанное и легкое, полное ритмических движений. Если верить тому, что изображено на фресках, минойцы были, вероятно, самыми счастливыми людьми бронзового века.

Общество

Женщины на Крите пользовались большей свободой, чем женщины в любой другой культуре этой эпохи, даже большей, чем в Египте. Фрески во дворцах изображают их свободными, одетыми в элегантные платья, они имели макияж и наслаждались общественными торжествами с мужчинами, или даже принимали участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Для настенной росписи характерно изображение публичной церемонии празднования, когда толпа собиралась на площади Кносского дворца, чтобы посмотреть, как спортсмены совершают сложные и рискованные прыжки через быка.

Возможно, Гомер интуитивно предполагал, когда утверждал в Илиаде, что Крит имел 90 городов. Тем не менее, во время зенита минойской цивилизации (1700 - 1200 до н.э.), население на острове достигло 250.000 человек и 40.000 из них проживали в Кноссе.

Сливки критского общества состояли из благородной аристократии, жрецов и жриц.

Средний класс состоял из ремесленников, купцов и служащих, а рабочий класс того времени - из фермеров, пастухов и работников. Последний социальный класс - крепостные. Последние, несмотря на их скромное положение, жили лучше, чем рабы в любой другой цивилизации бронзового века.

Крит никогда не испытывал социальных волнений и потрясений, которые влияют на эпоху большинства обществ.

Тысячу лет спустя Аристотель скажет, что крепостные минойского Крита получили все привилегии минойских граждан, за исключением двух: они не могли носить оружие и не могли принять участие в спортивных и гимнастических мероприятиях.

Мы не знаем, все ли или большинство минойцев могли жить в больших домах, но уверены, что многие из них жили комфортно, украшая свои дома красивыми горшками и садами. В их домах не было очагов для приготовления пищи. Для готовки они использовали отдельные печи, сделанные из глины или бронзы. Ели лучше, чем их современники египтяне Месопотамии. Они готовили хлеб из смеси пшеницы и ячменной муки. Из их садов и огородов поставлялись салат, чечевица, фасоль, горох, слива, айва и инжир. Их коровы и козы давали необходимое количеств молока, из которого они делали свой сыр. Ну а море снабжало их осьминогом, кальмаром, мидиями и многими видами рыб. Они пили в основном вино, тем не менее, в связи с постепенным увеличением выращивания зерновых, в какой-то момент его стало недостаточно, и появилось пиво.

Религия

Культура Минойцев, религия и политика были связаны между собой. Тронный зал царя Миноса, красивый, но не особенно роскошный, был местом, где в дополнение к политике, религиозные служители часто выполняли важные церемонии. Спортивные события также носили характер культовых обрядов.

Священным животным минойцев Крита был Таврос. Произведения искусства, изображающие священное животное везде, во всем дворце... вазы в форме головы быка использовались в церемониях. Самый популярный вид спорта -церемония прыжков через быка, где спортсмены хватали животное за рога и делали сложное сальто вдоль всего тела животного.

Возможно, царь Минос носил маску с головой быка, и это был факт, из которого греки впоследствии сформировали образ Минотавра.

Мы имеем мало информации о минойской религии в отличие от того, что мы знаем о соответствующих религиях этого периода на Ближнем Востоке. Здесь не было никаких больших храмов или крупных культовых статуй богов. Главным минойцев была Великая Мать Богиня, которая, возможно, объясняет важное место женщин в критском обществе. Многие статуи женщин, модно одетых, в причудливых платьях, обнажающих грудь, с впечатляющими прическами. Часто они держат в обеих руках по две змеи. Возможно, это являлось вдохновляющим фактором в создании образов последующих греческих божеств, таких как Афина, Деметра и Афродита. Иногда появляется Богиня-Мать с юношей, который может быть ее сыном.

Церемонии, спортивные мероприятия и быки носили жертвенный характер, чтобы позволить Богине Матери защитить их от серии катастроф, таких как затонувшие суда, болезни, неудачи в сельском хозяйстве, особенно - от землетрясений. Такие разрушительные землетрясения происходили на восточном Средиземноморье через регулярные промежутки времени - как правило, такие большие землетрясения были каждые пятьдесят лет, и всякий раз, они хоронили под развалинами целые города.

Минойцы никогда не забывали об этом природном явлении и объясняли его существованием огромного Тавроса, который жил под землей и своим ревом сотрясал мир.

Конец Минойской эпохи

Несмотря на жертвоприношения, минойская цивилизация исчезла после очередного удара стихии. Серии землетрясений и толчков вызвали столько разрушений и так много смертей, что прерывается плавное развитие общества на острове. Бои вспыхнули между Кноссом и другими минойскими крупными городами. В конце вышел победителем Кносс, а другие дворцы на острове были разрушены. На материке ахейцы, которые узнали секреты навигации минойцев, нашли возможность и поняли многое из организации колоний минойского Крита, ограничивающих экономическую и политическую власть.

Около 1160 г. до н.э. пришла еще большая стихия, когда все, что было ранее, казалось незначительным. В 70 морских милях к северу от Крита взорвался вулкан Санторини. Взрыв был настолько велик, что две трети острова исчезли, а взрывная волна создала огромное цунами, которое сильно ударила по густонаселенному северному побережью Крита, принеся широкомасштабные разрушения и смерть. Минойский флот был уничтожен, и остров естественно, остался незащищенным.

Оставшиеся в живых на острове были разбросаны в изолированных поселениях. Около 1100 г. до н.э. на остров начали высадку греки дорийцы, чьи корабли стали преобладать в Средиземном море. Кносский дворец был занят новыми захватчиками, которые постепенно начали вытеснять старых жителей и брать власть на острове в свои руки.

Началась новая эра не только для острова, но и для всей Греции и Средиземноморья...

«Минойская цивилизация, зародившаяся на острове Крит ещё в период позднего неолита, в первой половине IV тысячелетия до н. э. является, по сути, колыбелью общеевропейской, получившей распространение в гораздо более поздний период. Да и на самом Крите того времени, собственно до цивилизации, в прямым смысле этого слова, было ещё очень далеко. В этот период, здесь формировалась древнейшая на острове протокультура минойского типа, лишь только делавшая в сторону собственно цивилизации, свои первые шаги.»

Британский археолог и исследователь Артур Эванс, открывший миру минойскую цивилизацию в 1900 году раскопками Кносского дворца , ошибочно полагал, что она имела европейские корни. Однако позже было доказано, что колонизация происходила с востока, с Малой Азии . А Эванс заблуждался не по причине своей ограниченности, а только потому, что в тот момент видел перед собой лишь вершину огромного айсберга, об истинных размерах которого даже не подозревал. Ещё больше спутала карты расшифровка линейного письма Б., Вентрисом и Чедвиком, которое относится уже к микенскому периоду, когда преобладало ахейское влияние, что позволило многим исследователям настаивать на европейской версии. Но дальше всех пошёл Риджуэй, который пытался доказать, что сам Минос, по имени которого и была названа вся культура древних критян, был выходцем с материковой Греции.

Скандалы и споры в учёном семействе продолжаются и по сегодняшний день, и стихнут, очевидно, не скоро. К сожалению, для многих учёных, на первом месте в этом вопросе, стоит задача доказать свою точку зрения, какой бы абсурдной она не казалась, а историческая достоверность для них, имеет второстепенное значение. С другой стороны, идентификация во многом осложняется ещё и тем, что на разных этапах своего формирования, минойская цивилизация впитала в себя, многие культурные традиции разных народов. В ранний период, на неё оказали немалое влияние культуры Египта, Месопотамии, и особенно Анатолии, что и позволило говорить о её ближневосточном происхождении. В III тысячелетии до н. э. прослеживается сильное влияние Кикладских островов, у которых минойцы, кроме всего прочего, обучились мореходному мастерству. Ну и, конечно же, влияние материковой Греции, что в какой-то период истории Крита стало доминантным, только вот когда это произошло, на этот счёт сейчас не существует единой точки зрения.

Как бы там ни было, вопрос по поводу этнической принадлежности первых минойцев остаётся открытым, и однозначно можно утверждать только одно – они были пришельцами. Многолетние археологические изыскания доказывают, что до эпохи позднего неолита Крит был не заселён. А первые следы жизнедеятельности человека, появляются ближе к периоду ранней бронзы в IV-III тысячелетии до н. э. То есть, уже после колонизации, когда на острове появились первые жилища, высеченные в камне, которые в более поздний период использовались как усыпальницы, для захоронения знатных лиц.

Начиная с первых поселенцев, и до гибели минойской цивилизации , главенствующую роль в их религиозных представлениях играл культ быка , что нашло отражение и в греческой мифологии. Правда греки толковали это по своему – якобы Зевс в обличии белого быка похитил Европу, и, спасаясь от погони, переплыл с ней на Крит, где в одной из пещер родился младенец Минос , тогда же, родилась и легенда. Но интересно другое: культ быка, кроме Крита, был распространён лишь в районе Арслантепе, на территории Восточной Анатолии. Там были найдены аналогичные изображения, и цилиндрические печати с оттиском богини Оранты, так же характерные и для раннеминойской культуры.

Рождение минойской цивилизации большинством историков относится к XXVIII в. до н. э. К этому времени, критяне уже широко использовали изделия из меди, а в некоторых местах осваивалось производство бронзы, но пока ещё в ограниченных масштабах. Благодаря металлическим орудиям труда, произошли коренные перемены в сельском хозяйстве, повысились урожаи выращиваемых ими оливок, винограда, и ячменя, которые превысили их собственные потребности. В этот же период, минойцы утверждались как нация мореходов, а их корабли начали проникать далеко за пределы близлежащих островов, достигли берегов Греции , Малой Азии, Ближнего Востока, и Египта. Всё это создавало предпосылки для зарождения торговли, с достаточно развитыми цивилизациями Восточного Средиземноморья, налаживания культурных связей, и развития пиратства, в котором критяне особо преуспели.

Благодаря высокой производительности труда и избытку продуктов питания, во второй половине III тысячелетия до н. э. на Крите начался резкий прирост населения. А вместе с ним, наблюдается расширение старых поселений, и появление множества новых, в большинстве своём, в восточной части острова. Это ещё не были города, но структура их, приобретала некоторый вид городских общин, тем, что значительная прослойка их населения полностью отходила от земледелия, занимаясь исключительно ремёслами. В каждом поселении, имелись свои гончары и металлурги, снабжавшие соплеменников всем необходимым, получая взамен часть урожая. В этот же период происходит социальное расслоение, выделяются представители знати и жрецы, занявшие привилегированное положение. Племена объединяются в племенные союзы, которые со временем, поглощая менее сильные образования, превращаются в гегемонов, подчиняющих своему влиянию целые регионы. В середине XX в. до н. э. на Крите появились первые государственные образования. Причём, очень интересен тот факт, что возникли они в одно время, словно по команде, приблизительно в 1950 г. до н. э., объединённые вокруг дворцовых комплексов в Кноссе, Фесте, Малии, в центральной части острова, и Закросе в восточной. И тут, снова начинается путаница и противоречия, а версии исследователей диаметрально разделяются. Многие учёные сошлись во мнении, что такой резкий и синхронный скачок в эволюции критян, мог быть связан только с одним – новой волной более развитых переселенцев. И по их версии, они то и были собственно "минойцами ”, а так называемая ранняя протоминойская культура , задолго до этого укоренившаяся на острове, никакого отношения к ним не имеет. Якобы, подтверждением этой версии может служить то, что на Крите до сих пор не обнаружено никаких следов промежуточного развития городской культуры. Может плохо искали? Или невнимательно читали отчёты археологов, которые полностью опровергают это утверждение.

Версия о том, что минойскую цивилизацию следует считать таковой, только после 1950 г. до н. э. не выдерживает никакой критики. Прежде всего, потому, что продолжившие раскопки Кносского дворца после Эванса, Федерико Хальберр и Джон Пендлбери доказали, что он был возведён поверх более древних построек, берущих начало ещё со времён позднего неолита. То же, и с остальными дворцовыми комплексами в центральной и восточной части острова. Пендлбери неоднократно отмечал это в своих отчётах. И утверждение, что первые государственные образования на Крите, возникли мгновенно, на голом месте, смехотворно! К тому же, речь идёт о городах, но ведь ни Кносс, ни Фест, ни Малия, ни Закрос, никогда не были городами, и это понятие к ним совершенно не применимо. Но, как и в случае с версией Риджуэя, по поводу европейского происхождения Миноса , у неё немало сторонников. И хотя она в корне не верна, и основывается на скоропалительных выводах, с фальсификацией археологических данных, официальная наука не спешит списывать её со счетов.

Не стоит забывать о том, что минойцы были нацией мореходов, и задолго до XX в. до н. э. имели тесные торговые, политически, и культурные связи народами Восточного Средиземноморья, у которых к тому времени сложились прочные централизованные государства. Совершенно очевидно, что с этого региона на Крит, кроме всего прочего, поступал приток новых идей, в том числе и политических. Поэтому минойцы просто не могли оставаться в стороне, и, имея столь развитую инфраструктуру сохранять первобытнообщинный строй. Они не могли не понимать всей выгоды централизации, выступающей связующим элементом между земледельцами, ремесленниками, и торговцами. Нужна была организующая сила, которая бы объединила разрозненное, практически самобытное производство. И примеры этого были у них перед глазами, не нужно было даже заново придумывать колесо.

О политической системе ранних минойских государств , ничего не известно. Но если принимать во внимание размеры объединявших их центров, таких, как тот же Кносс, становится очевидным, что здесь существовал достаточно развитый и многочисленный государственный аппарат. О форме правления, тоже известно немного, она ещё не была царской, но всё-таки довольно близкой к абсолютизму, и ограничивалась, по всей видимости, только жреческим сословием, занимавшим в иерархии достаточно высокое положение. Все минойские государства имели очень тесные политические связи между собой, на что указывает их параллельное развитие. Кроме того, они устанавливали дипломатические контакты с государствами Малой Азии и Ближнего Востока. Этим и объясняется то, что в тот период на смену арханесскому письму , приходит более совершенное линейное письмо А. использовавшееся в дипломатической переписке. К этому времени, относится также экспансия критян на север, в ходе которой они основали 11 колоний. Известны их поселения на Родосе, Милосе, Китире, Фире, на которой сейчас проводятся многообещающие археологические раскопки .

Примерно в 1700 г. до н. э. в результате сильнейшего землетрясения, все минойские дворцы были разрушены, а остатки их, погибли в пламени грандиозных пожаров, разбушевавшихся вслед за этим. Природные катаклизмы сопровождались народными волнениями, переросшими в масштабное восстание, поколебавшее сами устои минойской государственности. В этой непростой ситуации выстоять удалось только Кноссу. Разрушенный дворец отстроили, причём новый комплекс зданий имел такие потрясающие размеры (около 600 помещений), что тогда и родилась легенда о лабиринте , на который он действительно походил.

В Малии и Закросе, где, по всей видимости, господствовали анархические идеи, ещё длительное время продолжались народные волнения. Со временем, и им удалось отстроить свои дворцы, несмотря на тяжёлое экономическое положение, и к неудовольствию голодающего народа. В Фесте дворец был разрушен настолько, что его даже не стали восстанавливать, его просто забросили, вместо этого построили новый в Агиа-Триаде, неподалёку от прежнего. В целом, для всей минойской цивилизации , землетрясение 1700 г. до н. э. было довольно болезненным ударом, но катастрофическим оно всё-таки не стало. И более того, послужило толчком для нового витка в истории Крита – установлению царской власти. Воспользовавшись беспомощностью своих соседей, к 1650 г. до н. э. правители Кносса расширили свою власть, почти на всю территорию острова, кроме его западной части, где всё ещё сохранялись архаические пережитки.

Сатур Великий , ставший царём всех минойцев, кроме того, ввёл на Крите теократическую форму правления, - он был одновременно и светским правителем, и верховным жрецом. Время правления Сатура стало периодом наивысшего могущества минойской цивилизации, - критский флот безраздельно властвовал уже не только в восточной части Средиземного моря, но и западной. А власть минойского царя, распространялась на большинство островов Эгейского моря , и даже часть континентальной Греции. Должно быть, именно в этот период, и родился миф о Тесее и Минотавре – это было очень символично; афиняне, платящие дань критскому царю, и чудовище, которое бродит в лабиринте.

После смерти Сатура, начался постепенный упадок, не только созданной им империи, но и всей минойской цивилизации . Примерно с 1600 г. до н. э. на Крит начали проникать микенские греки, которые способствовали этому, не в меньшей мере, чем губительные природные процессы. Около 1500 г. до н. э. произошло катастрофическое извержение вулкана на острове Фира (другие названия: Санторин, Тира, Санторини), сопровождавшееся сильными, разрушительными землетрясениями и высокими приливными волнами. Центральная и восточная часть острова лежала в руинах, засыпанная толстым слоем вулканического пепла. Долгое время считалось, что это и стало причиной гибели минойской цивилизации , но археологи доказали, что это не так, после извержения она просуществовала ещё около столетия.

Кносс снова отстроили, но полностью возродиться, и оправиться после такого удара, он так и не смог. В 1450 г. до н. э. началось прямое военное вторжение ахейцев, которые планомерно, по варварски разрушали все, что было минойским, словно бы пытаясь стереть с лица земли любое упоминание об этом народе. В этот период исчезло линейное письмо А. заменённое микенским , безжалостно уничтожались местные традиции, даже похоронные. В 1425 г. до н. э. последнее свидетельство былого величия минойской цивилизации, Кносский дворец погиб в пламени пожарищ, превратившись в жалкие руины, и никогда больше не возрождался.