Дворец Шёнбрунн относится к числу красивейших в Европе архитектурных сооружений в стиле барокко. Территория находилась во владении Габсбургов с 1569 года, а в 1642 году супруга императора Фердинанда II, Элеонора фон Гонзага, приказала построить на ней загородный дворец и впервые назвала его «Шёнбрунн». Дворцовое сооружение и парковый комплекс, строительство которых было начато в 1696 году, после турецкой осады, были полностью перестроены после 1743 года, в эпоху царствования Марии Терезии. Сегодня благодаря своему историческому значению, уникальному парковому комплексу и роскошному оформлению дворец признан объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 1830 году во дворце Шёнбрунн родился император Франц Иосиф. Последние годы своей жизни монарх тоже провел здесь. Здание дворца Шёнбрунн насчитывает в общей сложности 1 441 помещение, 45 из них доступны для осмотра. Внутреннее убранство выдержано в стиле рококо. В Зеркальном зале дворца Шёнбрунн когда-то музицировал шестилетний вундеркинд - Моцарт. В Круглом китайском кабинете Мария Терезия проводила тайные совещания с государственным канцлером князем Кауницем. В Лаковой комнате заседал Наполеон. А в Синем китайском салоне император Карл I в 1918 году подписал акт отречения от престола (конец монархии). Миллионная комната, обшитая панелями из розового дерева и украшенная ценными миниатюрами из Индии и Персии, имеет один из красивейших в мире интерьеров в стиле рококо. В Большой галерее проходили заседания Венского конгресса 1814/15 гг.
Дворцовый парк Шёнбрунн круглый год бесплатно открыт для посетителей и имеет на своей территории впечатляющие фонтаны, памятники, деревья и цветы, а также роскошную . Музей императорских карет Вагенбург, сад кронпринца, сад оранжереи, павильон пальм и павильон пустыни также являются частью дворцового парка, и их можно осмотреть за дополнительную плату.
Каждый уважающий себя турист или путешественник обязан посетить это великолепное строение с его садами и зоопарком. Так как я именно такой турист, я засобиралась в путь, и мои друзья-весельчаки присоседились ко мне. Когда мы приехали и увидели дворец издалека, то хором воскликнули: «О Боже, какой огромный!» И удивляться, поверьте, было чему.
Чтобы пройти все 40 комнат, осмотреть парк и еще зайти к милым животным в зооуголок, потребуется не один день. Так что мы решили осмотр самого дворца и парк осуществить в один день, а в зоопарка в следующий. Советую перед посещением подготовиться морально (не осматривать другие достопримечательности перед Шенбрунном, все равно предыдущие впечатления сотрутся из памяти) и физически (понятное дело, надо будет много ходить и стоять).
Вот сейчас вы скажите: «Какая скукота читать эту историю». Но а как иначе? Нельзя просто прийти во дворец, посмотреть на интерьеры и уйти, не разобравшись в основных событиях, происходивших там.История у летней резиденции императоров династии Габсбургов очень интересная и насыщенная событиями. Вот основные из них:
Шикарный дворец построен в стиле барокко. А это значит «нет» простоте и обыденности, «да» пышности и роскошеству. Уже при входе на территорию императорского дворца понимаешь, что все сделано со вкусом.
Любители истории уже в курсе, что в замке больше одной тысячи комнат (а именно 1441). К счастью (или, к сожалению), посмотреть можно только 40.
Адрес: Schönbrunner Schloßstraße, 47-49.
Дворец и парк Шенбурнн находятся по одному адресу, в тринадцатом районе Вены, Хитцинг. Доехать можно разными способами:
О стоимости поездки смотрите в конце рассказа (после зоопарка).
Наконец-то, мы добрались до самого интересного - внутренних покоев и комнат. Как только я стала подниматься по лестнице (на фото ниже), ведущей к началу экскурсии, в апартаменты Франца Иосифа и его супруги Элизабет (Сиси), так возникло ощущение того, что мой дресс-код (кеды да джинсы) не соответствует месту. Хотя, может, это и не важно, но советую все-таки выбрать длинное платье, будете чувствовать себя более уверенно.
Выше представлена схема расположения залов. У каждого из них своя история…
В этой комнате гвардейцы стояли на страже, защищая вход в частные владения императора.
Помещение светлое, просторное. Наверное, приятно было здесь работать.
Является прихожей Франца Иосифа. Несколько раз в неделю он принимал у себя членов своего правительства и других высокопоставленных чиновников.
И чтобы они не скучали в ожидании своей очереди к нему на прием, император установил большой стол для игры в бильярд. Вот что значит забота о подчиненных!
Здесь Франц Иосиф как раз и принимал всех чиновников.
Шикарнее, чем это, рабочего места я нигде не видела! Позолоченные украшения во всей комнате, деревянные детали и стол императора просто шикарны.
После предыдущих комнат кабинет смотрится простовато.
На стенах висят портреты его и супруги Элизабет.
В этом кабинете каждую утро в пять часов утра император начинал свою работу.
Также отличается скромностью и простотой. Даже кровать, на которой он скончался, изготовлена из простого дерева.
Император вставал в 4 утра, умывался холодной водой и молился. А еще здесь можно увидеть портрет принца Рудольфа и портрет самого императора перед смертью. На выходе из комнаты в конце 19 века был установлен туалет в английском стиле.
Эта комната принадлежала императрице Элизабет.
Внимание привлекают стены: они покрыты шелком.
Здесь Элизабет писала письма, дневники. Стены обиты шелковыми обоями.
Уникальность этой комнаты в том, что из нее по винтовой лестнице прямиком можно выйти в сад.
Сразу понятно, что это женская комната. Здесь вы увидите предметы мебели и ее детали: стол, вешалка для одежды, умывальник, зеркало, картины и статуэтка супруга Франца Иосифа.
В этой комнате Элизабет проводила много времени. Как известно, у императрицы были роскошные волосы и они требовали особого и длительного ухода.
Стены общей спальни обиты, синим и белым шелком. Эта комната использовалась только в первые годы брака.
Из-за того, что Элизабет любила много путешествовать, император становился более одиноким, но продолжал любить прекрасную Сиси вплоть ее до трагической смерти.
Светлая комната оформлена в стиле нео-рококо.
Интересной особенностью являются часы напротив зеркала, они стоят спиной, то есть посмотреть, сколько времени, можно просто взглянув в зеркало.
Это одно красивое помещение, которое было приспособлено под обеденную комнату. На столах стоят хрустальные бокалы, венский фарфор. В центре комнаты на стене картина Франца Иосифа в возрасте 20-ти лет.
Номер назван в честь Марии Антуанетты, потому что здесь когда-то висел гобелен с изображением ее и детей. На сегодняшний день он находится в частной собственности семьи Габсбургов.
Хоть комната и называется детской, таковой она не была. Помещения для детей были на первом или на верхних этажах дворца.
А здесь, в правой половине, вы можете увидеть портрет Марии Терезии. Она была дочерью императора Карла VI и родилась в 1717 году. В возрасте 19 лет она вышла замуж за Френсиса Стефана Лотарингского и родила ему 16 детей: 11 дочерей и 5 сыновей. Комната украшена несколькими портретами ее девочек.
Слева вы увидите ванную комнату, которая была установлена в 1917 году для последней императрицы Австрии, Циты Бурбон Пармской.
Помещение располагается в юго-западной стороне дворца. Ранее служило, как можно уже догадаться, залом для завтраков при императрице Марии Баварской.
Комнату украшают детали интерьера в стиле рококо.
Еще одна роскошная комната! Угадайте, какой цвет преобладает в интерьере? Да-да, желтый!
Кресла обиты золотой шелковой тканью, стены также отделаны золотыми украшениями. Стиль -рококо.
На картинах в этой комнате изображены дети Марии Терезии, в том числе Мария Элизабет, которая считалась самой красивой из дочерей. Но после того, как она заболела оспой, ее лицо было обезображено рубцами, и найти ей мужа так и не удалось. Единственным выходом было уйти в монастырь, что она и сделала.
По моему мнению самый впечатляющий зал во дворце. Благодаря большому количеству зеркал помещение выглядит весьма объемно. Сочетание золотого и цвета бордо придает комнате шик, который так любили в те времена. Вот что значит удачно нанятый дизайнер интерьера!
Внимание также привлекают китайские вазы и бронзовые часы, которые выполнены очень искусно. Неожиданно здесь же находится алтарь с изображением Девы Марии. Кстати, этот зал был популярен на разные события - тут выступал известный австрийский композитор В. Моцарт, принимали присягу многие министры, устраивали приемы.
Следующие помещения ничуть не хуже предыдущего. Их назвали в честь художника (Йозеф Роза), который занимался оформлением этих залов. На стенах висят громадные картины пейзажей Италии и Швейцарии. На полотне со швейцарской природой изображен также замок, который является наследственной резиденцией династии.
Между этими картинами находится большой портрет Франца I, он долгое время был размещен в Музее истории искусства.
До установки электричества во дворце в этой комнате находились так называемые фонарные знаменосцы, в обязанности которых входило освещение прохода царской семьи или ее членов после наступления темноты.
В этом зале проводись встречи, торжества.
Выглядит помпезно, как и полагается такому помещению.
Этот зал поскромнее, чем предыдущий, но по важности не уступает. Здесь организовывались концерты, устраивались обеденные перерывы.
Украшают помещение две люстры из позолоты.
По обе стороны от Малой галереи находятся два китайских кабинета - овальный слева и круглый справа. Мода на искусства из Китая и Японии оказала огромное влияние на художественное оформление и меблировку королевских резиденций в 18-м веке. Помещения отличаются своим паркетом с замысловатыми узорами и роскошными люстрами.
Две комнаты были использованы Марией Терезией для конференций с ее министрами, для проведения тайных государственных конференции с ее канцлером и также для игры в карты.
Думаете здесь увидеть карусель и ларек с сахарной ватой? Очень зря:).
В данном помещении полотна на стенах, демонстрируют вереницу дамских повозок и женщин в седле, в том числе и Марию Терезию. Причиной празднования стало отступление французских и баварских войск из Богемии (Чехии). Также этот зал являлся местом ожидания для аудиенции с Марией Терезией и ее супругом.
Название говорит само за себя.
На стенах висят картины с изображением различных церемоний и грандиозных битв.
Эта комната служила столовой. На стенах размещены картины верховых лошадей из императорской конюшни.
Привлекает внимание сочетание цветов - белого, золотого и красного.
Эта комната была первой в частных апартаментах Франца Иосифа.
Стены украшены китайскими гобеленами.
Темная комната, на стенах черные лаковые панели из Пекина обрамлены в позолоченные рамы.
Раньше это помещение являлось кабинетом Франца Стефана, но после его неожиданной смерти его супруга Мария Терезия переоборудовала эту рабочую комнату в мемориальную.
Когда Наполеон оккупировал Вену в 1805 и 1809 году, он выбрал Шенбрунн в качестве своей штаб-квартиры. И в течение этого времени комната использовалась как его спальня.
Позднее, в 1832 году, здесь скончался от туберкулёза в возрасте 21 года единственный законный сын Наполеона.
Еще одна прекрасная комната представляет посетителю смонтированные деревянные панели и резное сине-белое окрашенное обрамление, которое было предназначено для имитации фарфора- материала, который пользовался большим спросом в 18-м веке. Целых 213 рисунков встроены в эти деревянные панели. Смотрится просто изумительно!
Вот это помещение мне не особо понравилось из-за сочетания синего и коричневого цветов в интерьере.
В деревянные панели комнаты вставлены картуши с различными индо-персидскими миниатюрами.
Стены этого помещения увешаны гобеленами 18-го века. В центре зала изображена гавань в Антверпене. Шесть кресел также обиты гобеленами, изображающими двенадцать месяцев и знаки зодиака.
Комната матери Франца Иосифа, которая очень хотела видеть своего сына на престоле. И это, как вы уже знаете, произошло. А вообще изначально здесь располагалась библиотека.
В помещении представлены портреты нескольких императоров Габсбургов, в том числе Леопольда II, который на короткое время стал преемником своего брата Иосифа II в качестве императора.
Комната обычная, особого восторга у меня не вызвала.
Также известен с 1775 года как Кабинет цветов. Отсюда можно было выйти на террасу. По-моему, очень милое место.
В этой комнате в 1830 году родился император Франц-Иосиф. Помещение служило спальней его родителей: Франца Карла и Софи. Сегодня здесь находится единственное сохранившееся ложе венского двора.
До 1947 года кровать находилась в бывшей спальне Марии Терезии в Хофбурге, с 1980 года посетители Шенбрунна могут увидеть ложе в восстановленном состоянии.
Этот номер вместе с прилегающим салоном был в распоряжении эрцгерцога Франца Карла, отца императора Франца-Иосифа.
После смерти эрцгерцога в 1878 году комнаты были отремонтированы, их интерьер, мебель по сей день остались прежними.
Последняя комната для осмотра во дворце.
То, что давным-давно Шенбрунн использовался как охотничий домик напоминают картины на стенах. Идеальное завершение тура по дворцу.
Как видите, я не стала подробно описывать все комнаты, хочу, чтоб вы остались заинтригованы и совершили «марш-бросок» во дворец:).
Дворец открыт ежедневно, включая праздничные дни:
Продажа билетов осуществляется с 08:15.
Билеты можно приобрести по прибытии в кассе или
Императорский тур Imperial Tour - посещение 22-х комнат за 30-40 минут (в билет включен аудиогоид, экскурсовод не предусмотрен):
Большой тур Grand Tour - посещение 40 комнат за 50 минут (в билет включен аудиогоид):
Classic Рass - включено посещение дворца Grand Tour с аудиогидом, лабиринт, терраса Глориетты, оранжерея, сад Crown Prince Garden:
Особенности Classic Pass :
Gold Pass - включено посещение дворца Grand Tour с аудиогидом, лабиринт, терраса Глориетты, сад Privy Garden, оранжерея, зоопарк, пальмовый дом, дом пустыни, музей карет, Шлосс Хоф):
Преимущества Gold Pass:
После посещения дворца пришло самое время для прогулки по парку. Она будет долгая, но интересная, особенно летом, когда территория утопает в цветах. Как и сам дворец в соответствии с принципами стиля барокко парк выглядит шикарно.
Ниже приведена схема парка.
Открыт он для всех с 1779 года. И с тех пор (что не удивительно) стал самым популярным местом отдыха. А теперь поподробнее расскажу о главных достопримечательностях парка.
Самый главный из фонтанов на территории комплекса. Он расположен позади дворца, у подножия холма.
Строительство началось в 1776 году и только в 1780 году было закончено. И не зря так долго строили: фонтан действительно получился мощным. От него прямо веет силой.
В центре композиции скульптор установил самого бога моря Нептуна с трезубцем в руке. Позади него колесница в форме раковины. Слева находится нимфа, а справа на коленях его спутница - богиня Фетида, умоляющая Нептуна помочь ее сыну Ахиллу в плавании за покорением Трои.
У подножья грота находятся тритоны (полулюди-полурыбы), которые помогают сдерживать морских лошадей.
Руины, построенные в 1778 году, расположились у подножья холма. Вообще мода на такие сооружения возникла в Англии в середине 18 века, но только через десятилетия стала распространяться в Европе. Строение состоит из прямоугольного бассейна, в котором расположились статуи богов рек. Есть даже небольшой фонтанчик. По центру стоит громоздкая арка, украшенная по бокам барельефом.
Не смотря на то, что эта композиция называется «Руины», что как-то намекает на разрушения, выглядит она бесподобно. Со вкусом, как и все вокруг.
С середины октября до середины апреля ежедневно с 08:00 до 21:00.
На вершине холма красуется величественная Глориетта - павильон с колоннадой. Это сооружение построили в 1775 году, оно состоит из застекленной триумфальной арки в центральной части и двух крыльев с колоннами по бокам. Сверху красуется орел на земном шаре в окружении трофеев.
Внутри Глориетта обильно декорирована, и каждая деталь на своем месте. Нет простоты, но и излишеств тоже нет. Раньше в павильоне размещалась столовая, сейчас там кафе. По-моему, удачная идея сделать обеденную зону с видом на прекрасный парк. А еще можно забраться на крышу и насладиться панорамным видом.
К счастью, терраса открыта не только летом и весной, но и до начала холодов:
Как и везде, чтобы насладиться красивым видом надо платить за билет:
Желаете заблудиться в зеленых насаждениях или завести недруга в запутанное место? Тогда отправляйтесь (или отправьте его) в лабиринт! На самом деле, ничего там страшного нет, скорее, наоборот, красиво и ухожено.
Создавался лабиринт с конца 17 века, это было излюбленное место для прогулок императорских семей. Площадь его 2,700 кв. м., что позволяет найти место игр каждому. Особенно здесь будет интересно детям. Сходите, не пожалеете!
Такой же, как и у Глориетты. Детям до 14 лет разрешен вход только в сопровождении взрослого (лабиринт, все-таки).
Не стоит отказывать себе в удовольствии заблудиться. Тем более, не так уж и дорого купить билет:
Эта еще одна прекрасная композиция, мимо которой мы не могли просто так пройти. Фонтан построен в 1777 году и возвышается у Шенбруннского холма. Композиция довольна оригинальная: в основании находится бассейн, позади него подпорная стена, украшенная балюстрадой с вазами, а грот изобилует скульптурами речных богов. В центре находится маска, из которой вода стекает в бассейн.
Ну и украшает это все великолепный обелиск, расположенный на четырех черепахах, что являются символом стабильности.
Спины черепах покрыты иероглифами, которые долго не могли расшифровать.
С середины октября до середины апреля ежедневно с 10:00 до 16:00.
Это милая композиция из двух ангелов и опрокинутого кувшина между ними. Скульптуру реставрировали несколько раз.
При этом оригинальный бассейн, располагавшийся у фонтана, сейчас находится в фойе дворца, а вместо него тут установлена чаша, напоминающая морскую ракушку.
Сначала мы прошли мимо этого строения, даже не обратив внимание. Подумали: «Какая-то старая клетка, ничего примечательного». А на самом деле это оказалась голубятня!
Ее построили в 18 веке, точный год, к сожалению, не известен.
Вот в это место мы пошли не все. Часть друзей-интеллектуалов решила посетить музей, а остальные проголодавшиеся ребята пошли на поиски пищи (см. ниже). В общем, музей не плохой. Много роскошных карет с различным декором. Особенно выделяется одна, построенная для коронации императора Иосифа II.
Весит она более 4 тонн и обладает скоростью пешехода. Иногда внешний вид важнее, чем физические характеристики.
Музей работает ежедневно:
Предлагаю ознакомиться с ценами за билет:
Советую совершать прогулку не спеша и наслаждаться окружающей красотой.
Открыт ежедневно с 06:30, а вот ворота парка закрываются:
Расписание всех объектов сезонное, может изменится, поэтому лучше уточнить его . А стоимость билетов
Следующие несколько абзацев будут интересны для кулинаров, женщин, мужчин, детей, пожилых людей и всех тех, кто еще не заблудился во дворце или парке и хочет «хлеба и зрелищ».
Какие ассоциации у вас вызывает слово «штрудель»? У меня вот такие: , яблоки, пирог, вкуснятина! Многие любят этот десерт. Так вот в кафе «Резиденц» в специально оборудованном подвальном помещении проходит Штрудель-шоу. Это 20-ти минутное кулинарное представление научит любого готовить чудо-десерт. Зал кафе выглядит по–европейски мило. Он небольшой, но уютный.
Итак, за 10 евро вы получите уже приготовленный кусочек штруделя, горячий шоколад или кофе и, конечно же, мастер-класс. Пока вы наслаждаетесь десертом, вам покажут и расскажут как, собственно, делается эта венская вкуснятина. По окончании шоу вам предложит купить начинку для приготовления штруделя и разную сувенирную продукцию.Мы ничего не купили, но ушли довольные, сытые и кулинарно-подкованные:).
Кстати, кроме шоу здесь проводят семинары по выпечке штруделя. Длительность около 1 часа. По окончании всего действа выдают настоящий диплом!
Каждый час с январь по декабрь с 11:00 до 16:00.
По всей территории дворцового-комплекса курсирует дизельный поезд, который делает девять остановок у главных достопримечательностей:
Время в пути по панорамной дороге составляет 50 минут. Ездят два поезда с 10:00 до 18:00.
По моему мнению, цена на билет дороговата:
Следующий день мы посвятили посещению самого старого зоопарка в мире! По мне так идеальное место проведения выходных. Будет интересно и взрослым и детям!Рекомендую на входе взять карту зоопарка, чтоб не заблудиться и найти необходимое животное.
Не хочу загружать историей на этот раз. Вот основные даты:
С каждым годом животных становилось все больше и больше. К сожалению, число их сократилось во время Первой и Второй мировой войны. В настоящее время в зоопарке «проживают» 700 видов животных.
Зоопарк стоит того, чтоб раскошелиться. Столько будет стоить билет:
Комби-билет (зоопарк, дом пустыни, пальмовый дом):
Зоопарк открыт круглый год:
Адрес: Maxingstraße 13b, 1130, Wien.
Доехать можно на:
В зоопарке обитает 8500 животных, он просто громадный! Здесь собраны практически все звери, в том числе и белые медведи и даже панды!
Расписание кормлений животных смотрите
В стоимость билета также входит посещение этих павильонов. Мне больше всего понравился аквариум с разными видами рыб. Некоторые из них очень забавные.
Совпадает с режимом работы зоопарка.
На территории зоопарка, находится типичный австрийский деревенский домик. Здесь обитают овцы, кролики, куры.
На первом этаже можно продегустировать и купить продукты местного производства (сыр, молоко). В остальных комнатах представлены экспозиции, рассказывающие о жизни деревенских жителей.
Во дворе рядом с домом есть небольшой ресторан, здесь можно недорого и вкусно перекусить. Например, мясные супы стоят от 4-х евро, горячие блюда от 8 евро, десерты от 4 евро. Для маленьких посетителей представлено специальное детское меню. Все меню можно глянуть (только на немецком языке, к сожалению).
Как и у зоопарка.
Интересное строение, состоящее из трех павильонов, нас привлекло сразу. Оно похоже на большую теплицу. Пальмовый дом построили на месте бывшего голландского сада, как я уже упоминала, в 1882 году. Он состоит из главного (центрального) павильона высотой 28 метров и двух боковых по 25 метров. Они связанны между собой туннелями.
В каждом из павильонов имеется своя температурная зона - «холодная» на севере, «зона умеренного климата» в центральном и «тропический климат» в южном. В последнем реально было как в тропиках: высокая влажность, аж трудно находиться внутри. Необходимая температура поддерживается с помощью нагрева пара, что позволяет выращивать здесь редкие экземпляры растений.
Пальмовый парк работает круглогодично:
Ниже представлен прайс за один билет:
Еще одно любопытное место для посещения. Здесь собрана внушительная коллекция растений (в основном из Южной Африки и Австралии). Кроме того, в доме пустыни обитают миленькие грызуны, насекомые, черепахи, птицы и другие.
Кстати, раньше здание именовалось Дом солнечных часов.
Дом Пустыни открыт к посещению круглый год:
Цены за билет представлены ниже:
В зоопарке также курсирует дизельный поезд, который прокатит вас по главным местам.
Поймать его можно между павильоном для завтраков, Слоновьим парком и Тирольским двором.
Цены на билеты:
Я очень люблю пользоваться общественным транспортом в Европе. Здесь можно купить один билет и ездить на метро, автобусе, трамвае в течение определенного времени. Например:
Как и во многих европейских странах, на такси по Вене передвигаться дорого. Ориентировочная стоимость проезда от центра города до Шенбрунна около 20 евро. Не забывайте, что за посадку и ожидание нужно платить дополнительно. Заказывать такси лучше по телефону или в отеле. «Ловить» машину здесь не принято.
Если вы приехали в Вену с целью посещения многих культурно-развлекательных заведений, то советую приобрести одну из нижеперечисленных карт.
Для туриста выгоднее приобрести билет «Vienna Card», который дает его обладателю скидку более чем в 210 туристических местах (театрах, выставках, музеях):
Кроме «Vienna Card» есть еще «EASY CityPass Vienna», которая также дает возможность неплохо сэкономить на посещении многих интересных мест, включая ночные клубы и рестораны. Информацию о скидках можно узнать А цена такая:
В Вене есть своя карта «QUEER City Pass Vienna» для определенных групп людей (ЛГБТ). Кстати, ее стоимость почти такая же, как и предыдущая карта:
Посещение дворца, парка и зоопарка обязательно для всех! Иначе поездка в Вену будет не увлекательной, не познавательной и скучной!
.Есть что добавить?
Дворец Шёнбрунн расположен в 13-м районе Хитцинг (нем. Hietzing) Вены. Название дворца восходит к высказыванию императора Маттиаса (нем. Matthias), который в 1619 году во время охоты в данном месте обнаружил артезианский источник и произнес: «Какой прекрасный источник» (нем. Welch’ schöner Brunn).
Сооружение, построенное в качестве резиденции императрицы Элеоноры Гонзага между 1638 и 1643 годами, было сильно повреждено во время Второй осады Вены турецкими войсками в 1683 году. В 1687 году Леопольд I поручил австрийскому архитектору Иоганну Бернхарду Фишеру фон Эрлаху (нем. Johann Bernhard Fischer von Erlach) строительство нового представительного здания для наследника престола Йозефа I (нем. Joseph I).
Только в 1743 году дворец и парк были перестроены и расширены в их нынешней вид Николаусом фон Пакасси (нем. Nikolaus von Pacassi) и Иоганном Фердинандом Хетцендорф фон Хоэнбергом (нем. Johann Ferdinand Hetzendorf von Hohenberg) по указу императрицы Марии Терезии. С середины 18-го века до конца Первой мировой войны дворец в стиле барокко был летней резиденцией австрийского императорского дома. В то время дворец был почти полностью населен более сотней человек придворной знати и стал культурным и политическим центром империи Габсбургов. Во время австро-венгерской монархии он также назывался императорско-королевской летней резиденцией Шёнбрунн.
Шёнбрунн - самый большой дворец и один из важнейших и посещаемых культурных объектов в Австрии. Дворец и парк площадью 160 гектаров являются с 1996 года частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Главная достопримечательность дворцового парка - старейший в мире зоопарк Тиргартен Шёнбрунн (16 га) (нем. Tiergarten Schönbrunn).
Одна из нескольких мельниц этой территории, Каттермюле (нем. Khattermühle), расположенная в бассейне реки Вена на склоне холма 60-ти метровой высоты, была впервые документальна упомянута в 1311 году. В 1312 году она вместе с наделом перешла во владение Клостернойбургского аббатства и после смены нескольких собственников, она была приобретена в 1548 году Германом Байром (нем. Hermann Bayr), который рядом с мельницей построил свою усадьбу под названием Каттер-, или Гаттербург (нем. Gatterburg).
8 октября 1569 года император Максимилиан II приобрел обширную территорию, огородил ее и заселил в целях охоты кабанами, пернатой дичью и оленями. Он заложил пруды для разведения рыбы и в обособленной области содержал экзотических птиц, таких как индюки и павлины. Мельницу снесли в следующем году. В уже существующем в то время Тиргартене Максимилиан II построил в 1570 году охотничий замок. Строительство дворца не предусматривалось, к тому времени Максимилиан распорядился построить замок Нойгебойде (нем. Schloss Neugebäude) на другой стороне города, где он также создал зверинец.
В 1590 году эрцгерцог Внутренней Австрии, впоследствии император Фердинанд II, подарил охотничий замок своему военачальнику Эгиду Гаттермайеру, после чего замок долгое время назывался Гаттершлосс (нем. Gatterschloss), а связанный с ним лес - Гаттерхёльцль (нем. Gatterhölzl). В 1612 году император Маттиас, сын Максимилиана II, во время охоты обнаружил в этом районе источник, которому впоследствии было дано имя Шёнбрунн.
Лишь Элеонора Гонзага, вдова Фердинанда II, который передал имение пасынку императрицы Фердинанду III в качестве резиденции вдовы, распорядилась между 1638 и 1643 годами соорудить пристройку к Гаттершлосс под названием Замок Гонзага (нем. Gonzaga-Schloss), в котором она могла бы проводить регулярные приемы. К тому времени в одном счете от 24 января 1642 года на доставку древесины впервые всплывает понятие Шёнбрунн. После смерти Элеоноры в 1655 году Шёнбрунн перешел к Элеоноре Магдалене Гонзага, третьей жене покойного Фердинанда III, в качестве резиденции вдовы. В 1661 году император Леопольд I заложил так называемый заячий ремиз на Шёнбруннерберге (нем. Schönbrunnerberg) (где сегодня находится Глориетта).
В ходе Второй осады Вены турецкими войсками в 1683 году весь комплекс - замок с его пристройками и все его парки - был сильно поврежден. Хотя Элеонора Магдалена Гонзага просила восстановить по меньшей мере две комнаты и зал, она умерла в 1686 году, прежде, чем это произошло.
Лишь в 1687 году Леопольд I распорядился построить для наследника престола Йозефа I новое представительное здание. Только что приехавший Иоганн Бернхард Фишер (с 1696 года Фишер фон Эрлах) предложил в 1688 году помпезное сооружение, которое бы превзошло дворец Версаля, но данный проект не смог быть профинансирован. Вместо этого архитектор получил в 1693 году заказ на гораздо меньшую постройку, которая была сооружена на месте обломков в 1696–1701 годы и с 1700 года заселена. Фишеру в 1696 году пожаловали дворянство, однако из-за войн наследования проект был достроен Йозефом I лишь после смерти Леопольда I в 1705 году, но так и не был завершен в запланированном виде.
После смерти Йозефа в 1711 году Шёнбрунн в 1712 году перешел к его вдове Вильгельмине Амалии, которая проживала во дворце до 1722 года и в конце концов в 1728 году продала его вместе с парком примерно за 450 000 гульденов императорскому двору.
Карл VI лично мало интересовался дворцом Шёнбрунн, однако в 1740 году он подарил его свой дочери Марии Терезии, которая выбрала данную усадьбу в качестве императорской летней резиденции, остававшейся таковой до 1918 года. В 1741 году Мария Терезия распорядилась заложить сквозную аллею от дворца Шёнбрунн к дворцу Лаксенбург. С 1743 по 1749 годы дворец Шёнбрунн был существенно перестроен и расширен архитектором-строителем Валмагини (нем. Valmagini) согласно планам придворного архитектора Николауса фон Пакасси (нем. Nikolaus von Pacassi), который также работал над Хофбургом. Здание было увеличено на один этаж, карнизы и колонны, выполненные из кирпича, заменили на каменные. При этом были утрачены фрески австрийского художника Йоханна-Михаэля Роттмайра (нем. Johann Michael Rottmayr). Также обновили большую часть интерьера, который сегодня считается почти единственным примером австрийского рококо.
Здесь, в Зеркальном зале дворца, 6-летний Вольфганг Амадей Моцарт дал свой первый концерт для императрицы Марии Терезии.
В боковой секции дворца находится дворцовый театр, который был открыт в 1747 году и где выступали в том числе Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. При Марии Терезии расширили парк, в 1752 году заложили зверинец, а в 1763 году - ботанический сад.
Около 1765 года ко двору был принят Иоганн Фердинанд Хетцендорф фон Хоэнберг, представитель раннего классицизма, но Мария Терезия после смерти супруга на протяжении семи лет воздерживалась от серьезных строительных изменений. Лишь в 1772 году последовали ее поручения. Самая яркая работа Хоэнберга - Глориетта. Конструкция представляет собой аркаду, расположенную на холме над дворцом Шёнбрунн, которая визуально ограничивает дворцовый парк. Задумана она в качестве памятника справедливой войны (ведущей к миру) на месте, где по первоначальному плану Фишера фон Эрлаха должно было находиться главное здание дворца, а согласно второму эскизу - постройка для обозрения окрестности.
Работы по строительству Глориетты были завершены в 1775 году. В это же время появились Римские руины и фонтан Обелиск, которые также были построены по планам Хоэнберга. Статуи и другие элементы декора были созданы скульпторами Бенедиктом Хенричи, Иоганном Баптистом Хагенауэром и Францем Зэхерлем.
В честь дворца была названа форма стандартного немецкого языка (хохдойч) - Шёнбруннер-Дойч, на котором с конца 18-го века разговаривала знать при дворе.
В 1805 и 1809 годах Наполеон со своим окружением остановился во Дворце Шёнбрунн, когда французы оккупировали Вену. 15 декабря 1805 года здесь был подписан Шёнбруннский договор между Пруссией и Францией, а 14 октября 1809 года здесь же был подписан еще более важный Шёнбруннский мирный договор между Францией и Австрией.
В 1830 году во дворце родился Франц Иосиф I, который был провозглашен императором в возрасте восемнадцати лет. В 1832 году во дворце в возрасте 21 года умер сын Наполеона, который был известен как герцог Австрии Рейхштадтский.
Франц Иосиф использовал дворец в качестве летней резиденции и много лет проработал в Хофбурге, где также жил зимой. В последние годы жизни он круглый год жил и работал в Шёнбрунне и умер здесь в 1916 году. 11 ноября 1918 года его преемник Карл I подписал свое отречение от какой-либо доли государственных предприятий, отстранился от своего императорского правления и в тот же вечер с семьей оставил дворец.
Сегодня дворец Шёнбрунн насчитывает 1 441 комнату различного размера. Часть из них не принадлежит музею и используется дворцом для предоставления аренды частным лицам. Однако большая часть дворца Шёнбрунн функционирует как музей, который в 2014 году посетило около 3 миллионов человек. Парк и его объекты привлекают еще 5 миллионов человек, в общей сложности количество посетителей составляет около 8 миллионов в год. Данное сооружение является одной из самых посещаемых достопримечательностей в Вене.
Шёнбрунн и его парк образуют неотделимый ансамбль. Несмотря на то, что дизайн парка уже был задуман в эскизе Фишера фон Эрлаха, архитектурный дизайн парка восходит к Жану Треэту, ученику Андре Ленотра, который начал планировать парк в 1695 году и был постоянно занят Шёнбрунном до 1699 года.
После того, как Мария Терезия в 1742 году выбрала дворец в качестве летней резиденции, около 1750 года до нынешнего размера был расширен партер. О реорганизации парка особо заботился император Франц I Стефан, который в 1752 году распорядился создать зоопарк, а в 1753 году - голландский ботанический сад, расположившийся на земле, купленной специально для этих целей. Формирование сада он поручил голландцу Адриану ван Штекхофену (нем. Adrian van Steckhoven) и его помощнику Рихарду ван дер Шоту. Уже в 1755 году было завершено здание оранжереи.
Спустя всего семь лет после смерти своего мужа Мария Терезия заказала тщательную реконструкцию холма и парка, пригласив для этих целей Иоганна Фердинанда Хетцендорф фон Хоэнберга.
Центр парка формирует большой партер, который простирается от главной оси комплекса до холма Глориетты. 32 скульптуры, возведенные на краю «большого партера», как и остальные фигуры в парке, были в основном созданы в студии Иоганна Кристиана Вильгельма Бейера и в соответствии с его концепцией, они представляют собой фигуры из греко-римской мифологии или ее истории.
У подножия склона стоит впечатляющий фонтан «Нептун». После четырехлетнего периода строительства он смог быть завершен незадолго до смерти Марии Терезии.
Спроектированные Хоэнбергом и построенные в 1778 году искусственные руины основаны на представлениях руин римского Храма Веспасиана и Тита археолога Джованни Баттиста Пиранези.
Фонтан «Обелиск» был также спроектирован Хоэнбергом и завершен в 1777 году, что обозначено позолоченной надписью на пьедестале.
Глориетта построена в 1775 году на холме над фонтаном Нептуна. Она служит напоминанием о битве при Колине 18 июня 1757 года, когда во время Семилетней войны было остановлено наступление на Вену прусского короля Фридриха II.
Сайт: www.schoenbrunn.at
Адрес: Schönbrunner Schloßstraße 47, 1130 Вена, Австрия.
Карта расположения:
JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.
← Дом Хундертвассера (нем. Hundertwasserhaus) |
---|
Само посещение дворца полностью погрузит вас в романтическую атмосферу жизни австрийского императорского двора, как только вы, поднявшись по величественной Синий лестнице, переступите порог массивной двери - места с которого начинается осмотр.
Как правило, экскурсионный тур, вначале проходит через западное крыло, где гости могут ознакомиться с апартаментами Императора Франца Иосифа и его жены Елизаветы. Затем посетители проходят через официальные помещения и Залы центрального крыла, и завершается осмотр посещением апартаментов Марии Терезии и апартаментов, когда-то занимаемых родителями Франца Иосифа, Эрцгерцогиней Софией и Эрцгерцогом Францем Карлом.
Каждая комната дворца, имеет свою собственную богатую историю, тесно связанную не только с историей имперского двора, но и политической жизни Европы XVIII - XX столетий. Всё они достойны отдельного большого рассказа, что естественно не вписывается в рамки данноё web страницы. Поэтому далее упомянуты лишь некоторые из помещений дворца.
Синяя лестница
Резиденция Габсбургов насчитывает 1441 комнату всевозможных размеров. Из них 190 помещений, которые не принадлежат музею, сдаются в аренду частным лицам. Для посещения открыты только сорок комнат.
Зеркальный зал (Spiegelsalon)
В этом зале ещё при Марии Терезии принимали присягу министры. Вольфганг Амадей Моцарт играл в нём для императрицы. В 1747 эти покои были отведены принцессе Шарлотте Лотарингской (сестре Франца I — супруга Марии Терезии).
Анна Шарлотта де Лоррен
Позднее это помещение было приспособлено для аудиенций императрицы Марии Жозефы, второй супруги Иосифа II. В XIX столетии это помещение было переоборудовано в салон-столовую. Примечательными в этом помещении являются кристальные зеркала, которые своим выгодным расположением придают комнате дополнительный объём, бронзовые часы и китайские бело-голубые вазы XIX века. Тут также расположен небольшой алтарь с изображением Святой Девы Марии.
Большой зал Ро́за (Rosa-Zimmer)
Этот зал назван так по имени художника Йозефа Роза, оформлявшего интерьер помещения. На настенных картинах изображены ландшафты Швейцарии и Северной Италии. Примечательными являются портрет Марии Терезии, богато украшенные часы на столике и бело-голубые напольные вазы из Азии.
Большая галерея
Это помещение длиной в 43 метра и высотой 10 метров использовалась для аудиенций императоров. При Марии Терезии зал был перестроен и стал главным помещением дворца. Во время Второй мировой войны зал был частично разрушен, но уже в 1947—1949 вновь восстановлен.
Внушительная по размерам Большая Галерея идеально подходила для проведения таких придворных мероприятий как межгосударственные приёмы, торжественные балы и банкеты.
Кайзер Франц Иосиф проводит аудиенцию с генералами армии
Расположенные напротив высоких окон, огромные зеркала, вкупе с позолоченной отделкой стен и расписными потолками, создают неповторимое ощущение пространственной лёгкости, наполняющей это уникальное произведения архитектурного искусства стиля Рококо.
Центральная группа потолочных фресок, выполнена итальянским художником Грегорио Гульельми. Она должна была стать отражением процветание монархии в годы правления Марии Терезии.
Мартин Ван Мейтенс
В годы республики помещение использовалось для проведения концертов и официальных переговоров лидеров разных держав. Так в 1961 году, именно здесь произошла легендарная встреча президента США Джона Ф. Кеннеди с главой СССР Никитой Хрущёвым.
Малая галерея
В этом помещении организовывались небольшие обеденные приёмы, концерты и другие мероприятия. Выход из галереи ведёт к южной входной лестнице с видом на глориетту, фонтан Нептуна (Neptun-Brunnen) и цветочные грядки. Через арку эта галерея соединена с большой галереей дворца. Украшают галерею бюсты Марии Антуанетты и Марии Каролины из мрамора, а также две вырезанные из дерева и позолоченные люстры.
Комната Roesselzimmer
Комната задумывалась как помещение для игр (Roessel — нем. шахматный конь). С XIX-го века её стали использовать в качестве столовой. На стене висят разнообразные картины со сценами охоты.
Церемонный зал
Помещением подобного рода являлся и Церемониальный Зал. Он служил в качестве вестибюля при апартаментах Императора Франца Стефана. Здесь имперская семья собиралась, прежде чем проследовать внутрь дворца. Также он использовался и для праздничных мероприятий, таких как именины, дни рождения или придворные банкеты.
Особенностью этого зала являются пять монументальных полотен, выполненных по заказу Марии Терезии. Они изображают процесс торжественного бракосочетания наследника трона, принца Иосифа с французской принцессой династии Бурбонов, Изабеллой Пармской. Этот брак был заключён в 1760 году и имел для Австрии большое политическое значение, как шаг в сторону укрепления мира с Францией.
На этих картинах воспроизведены сцены прохождения свадебной процессии из дворца Бельведер, до дворца Хофбург, церемония венчания в Августинской церкви, праздничный банкет в Рыцарском Зале Хофбурга, свадебный обед и исполнение специальной кантаты в бальном зале. На всех картинах достаточно детально прорисованы исторические лица, их одежда, элементы интерьеров и даже столовая посуда.
Первоначально зал назывался Batagliensaal (зал битв). Картины были нарисованы во второй половине XVIII века. На знаменитой картине «Musikfest» в её левом углу можно увидеть маленького Вольфганга Амадея Моцарта, который на самом деле был добавлен в картину только по просьбе императрицы Марии Терезии, так как в этом возрасте Моцарт ещё не жил в Вене.
(1) Гвардейская комната (Gardezimmer).
В этом помещении, оформленном в белых с золотым цветах, гвардейцы получали приказы монарха.
(2) Прихожая Франца Иосифа ,
или так называемая «Бильярдная комната» (Billardzimmer). Это помещение было предназначено для отдыха и частных аудиенций императора Франца Иосифа I. В комнате находился бильярдный стол для лиц, ожидающих аудиенцию, откуда и произошло название комнаты.
(3) Комната с отделкой из древесины грецкого ореха (Nussholz-Zimmer).
В этой комнате за письменным столом сидел Франц Иосиф I. и принимал ожидавших частной аудиенции посетителей. Стены этой комнаты отделаны древесиной грецкого ореха. Позолоченная люстра в комнате тоже из дерева.
(4) Рабочий кабинет императора Франца Иосифа (Arbeitszimmer Kaiser Franz Joseph I.).
В настоящее время, особый интерес для посетителей представляют, прежде всего, настенные картины в кабинете, в частности портрет императрицы Элизабет.
(5) Спальная комната Франца Иосифа (Schlafzimmer von Kaiser Franz Joseph I.).
Эта комната наглядно демонстрирует образ жизни кайзера, который, будучи главой государства, предпочитал скромность и простоту. Так, например кровать императора, в которой он и скончался, выполнена из простого дерева.
Ещё тут можно увидеть портрет наследника трона, принца Рудольфа и картину, изображающую кайзера Франца Иосифа I перед смертью (художник Франц фон Мач нарисовал эту картину в течение 24 часов после смерти императора), а также туалетные принадлежности кайзера.
(6) Кабинет с террасой (Terassenkabinett).
Это помещение дворца было комнатой императрицы Елизаветы. Стены комнаты обиты французским шёлком.
(7) Рабочая комната с деревянной лестницей (Stiegenkabinett).
По деревянной лестнице из этой комнаты можно напрямую пройти в небольшой дворцовый садик. Во время первой мировой войны лестница была разрушена. В настоящее время в этой комнате находятся лакированные шкафы в восточно-азиатском стиле, секретер с ящиками из перламутра и многочисленные картины.
(8) Туалетная комната (Toilettenzimmer).
В этой комнате со стенами, обитыми деревянными панелями с розовой парчой, находятся умывальник, выполненный из древесины грецкого ореха с плитой из белого мрамора, стоячая вешалка для одежды, настольное зеркало, письменный стол, а также несколько картин и статуэтка кайзера Франца Иосифа.
(9) Спальная комната императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы.
Стены комнаты покрыты французским шелком. Шкафчики выполнены из палисандровой древесины и были подарены императору и его супруге венской гильдией столяров в честь дня свадьбы. Особого внимания в этой комнате заслуживают скамеечка для коленопреклонений и механические часы из древесины палисандра с отделкой из бронзы.
(10) Комната-салон императрицы Елизаветы (Salon der Kaiserin Elisabeth).
Это помещение было в своё время личными покоями императрицы Марии Терезии. Позже эта комната была переоборудована в личный салон императрицы Элизабет. Интересной является в этой комнате также китайская ваза с шёлковым покрытием в форме зонтика, которая использовалась в качестве настольной лампы.
Приёмным кабинетом супруги Франца Иосифа, служил так называемый «Салон Императрицы Елизаветы», обустроенный в 1854 году в стиле нео-Рококо. В салоне представлены три внушительных размеров портрета Императрицы, достоверно передающие её красоту. А также несколько пастельных портретов детей Марии Терезии.
семья Марии Терезии
(11) Комната Марии Антуанетты (Marie Antoinette-Zimmer).
Эта комната была названа в честь Марии Антонии, которая после замужества с Людовиком XVI стала именоваться Антуанетта. Помещение обито деревянными дощечками с декорациями из золота. На стенах развешены картины включая портрет Марии Антуанетты.
(12) Ванная комната императрицы Елизаветы (Badezimmer der Kaiserin Elisabeth).
Ванная комната выполнена из белого мрамора и в ней даже существовал душ, а также фарфоровый умывальник.
(13) Комната для завтрака (Frühstückszimmer).
Интересными в комнате являются настенные украшения, сцены из цветов в 26 рамках, выполненных в стиле рококо (которые, как предполагают, были созданы самой Марией Терезией или её дочерями), а также азиатский фарфор в настенных консолях и две зелёные вазы с декорациями из XIX-го века.
(14) Жёлтая комната.
Кресла и в этой комнате покрыты шёлковым дамастом жёлтого цвета, стены также отделаны украшениями из золота. Замечательным в этой комнате является шкафчик, выполненный в стиле барокко, со стоящими на нём часами из белого мрамора и бронзы, покрытой золотом.
(15) Комната с балконом (Balkonzimmer)
Белая обивка стен с золотыми узорами была выполнена ещё в 1845 году. В одном из углов комнаты расположен камин, который обычно зажигался с задней стороны. На стенах висят картины, изображающие детей Марии Терезии, среди которых портреты Фердинанда Карла, Леопольда II., Максимилиана Франца и Карла Иосифа.
----
Дочь Мери-Элизабет Мария-Анна
Мари-Кристина
Мари-Амалия Мари-Антуанетта
(16) Малая комната Роза (Rosa-Zimmer).
В комнате находятся шесть больших живописных полотен со сценами из сельской жизни. Особого внимания заслуживают часы в стиле рококо с позолоченными украшениями из бронзы.
(17) Маленькая комната Роза.
Здесь находятся 5 живописных полотен, обрамлённые в золотые рамки, с изображениями ландшафтов, созданные с 1763 по 1769 год. Одна из картин «Fluss mit Bruecke» (река с мостиком) является только копией с оригинала картины, повреждённой в годы войны. Тут же можно увидеть автопортрет художника Роза.
(18) Круглый(не по форме комнаты) китайский зал
В этом кабинете императрица Мария Терезия проводила секретные совещания. Император Франц Иосиф использовал эту комнату в качестве личного покоя. В комнате находится маленький лифт для доставки еды и маленькая лестница ведущая в покои государственного канцлера. Интересными являются изготовленные в Вене эмалевые люстры, восточные вазы и сосуды XVIII-го века, китайские напольные вазы и изображения на стенах, с восточными мотивами.
(19) Овальный китайский кабинет.
Эта комната обставлена в китайском стиле с восточными лаковыми панелями и фарфором, которые были модными в XIX веке.
(20) Голубой китайский салон.
Стены обиты древесиной грецкого ореха с голубыми краями в китайском стиле.
(21) Комната Vieux-Laque
(22) Комната Наполеона
(23) Фарфоровая комната
(24) Миллионная комната
«Миллионная комната» своё название получила из-за внутренней обшивки её стен, панелями из древесины редкостных пород красного дерева. Доставка и отделка такого материала, требовало в то время невероятных капиталовложений.
(25) Гобеленный салон
В комнате гобеленов, вниманию посетителей представлены Брюссельские гобелены XVIII, изображающие сцены рыночной площади и гавани. Огромный гобелен в центре представляет картину порта Антверпен. Весьма интересны и шесть кресел обитых гобеленной тканью с изображением двенадцати месяцев и знаков зодиака.
(26) Мемориальная комната
(27) Красный салон
Стены следующего, «Красного Салона», украшают портреты разных императоров династии Габсбургов, в том числе и недолго правившего, вслед за своим братом Иосифом II императора Леопольда III.
Особенный интерес у любителей истории вызовет портрет императора Франца II, ставшего последним правителем Священной Римской Империи. В 1806 году он был вынужден отказаться от этого титула перед лицом победного шествия по Европе армии Наполеона. Таким образом, Франц II последний император Священной Римской Империи, стал Францем I Австрийским.
(28) Восточный кабинет с террасой
(29) Комната рождения императора Франца Йозефа
Богатая Спальня Императрицы Марии Терезии, знаменита в первую очередь тем, что именно в ней в 1830 году родился будущий Император Франц Иосиф.
В тот момент, эта комната являлась официальной опочивальней Эрцгерцога Франца Карла и его супруги Софии. Сегодня в ней размещается единственное уцелевшее с XVIII века, королевское ложе венского двора, изготовленное по случаю бракосочетания Марии Терезии. Изначально оно было установлено во дворце Хофбург, где и находилось до 1947 года. После чего ложе перевезли в Шёнбрунн, и в 1980 тщательно отреставрировали.
(30) Рабочая комната эрцгерцога Франца Карла
Покои кронпринца
Кафе -пекарня во дворце,здесь пекут известный венский штрюдель...
Дворцовый парк невероятно красив.
Его площад около 160 гектаров.Парк очень старый. Он был заложен в 1705-1706 годах Жаном Треэ по проектам Фишера фон Эрлаха.В парке, прилегающем к зданию дворца, на протяжении веков сохраняется геометрическая четкость линий.
Kurt Eigl, Franz Hubmann, Christian Barndstätter: Schönbrunn. Ein Schloß und seine Welt. Molden, Wien 1982,
Führer durch Schönbrunn. Österreichische Staatsdruckerei, Wien 1969.
Josef Glaser: Führer durch Schönbrunn. Österreichische Staatsdruckerei, Wien 1968.
Josef Glaser, Heinz Glaser: Führer durch Schönbrunn. Verlag der Österreichischen Staatsdruckerei, Wien 1964.
Josef Glaser: Schloss Schönbrunn. Verlag der Österreichischen Staatsdruckerei, Wien 1962.
Geza Hajos: Schönbrunn.
Elfriede Iby, Alexander Koller: Schönbrunn. Brandstätter, Wien 2007,
Marieluise von Ingenheim: Sissy. Ein Walzer in Schönbrunn. Tosa Verlagsgesellschaft, 2000,
Karl Kobald: Schloss Schönbrunn. Führer.
Georg Kugler: Schloß Schönbrunn. Die Prunkräume. Brandstätter, Wien 1998,
http://sightseen.turistua.com/
http://www.mavro.at/
http://anonimusi.livejournal.com/
Конец 17 века. По указанию кайзера Леопольда Первого воздвигнут Дворец Шенбрунн . Совершенствуемый веками дворцово-парковый ансамбль предлагает жителям Вены и туристам круглогодично наслаждаться архитектурой барокко, историческими экспонатами, произведениями искусства.
Начало 14 века. Местечко под названием Каттербург владений Клостернойбург славилось разбитыми виноградниками, развитым земледелием, мельницей.
1548. Венский бургомистр Герман Байер построил усадьбу.
1569. Максимилиан Второй из Габсбургов к дому, мельнице, конюшне, летнему домику добавил зоологический сад, который был предназначен преимущественно для местной охотничьей дичи. Сад фазанов был заполнен экзотическими птицами.
1576. Поместье перешло во владение Рудольфа Второго.
Интересный факт. 1612. Согласно легенде, кайзер Маттиас во время одной из своих охотничьих поездок открыл источник, назвав его «Прекрасный фонтан», что по-немецки звучало «Schönbrunn».
1642. Вдова императора Фердинанда Второго Элеонора Гонзага, страстная охотница, выбрала имение местом сбора охотничьего общества и оживленной светской жизни, требующей архитектурных преобразований. Впервые дворец Шенбрунн в Вене упоминается документально.
Император Леопольд Первый поручил архитектору Иоганну Бернхарду Фишеру фон Эрлаху, изучившему стиль римского барокко, возвести новое здание Императорского охотничьего дворца для наследника престола, будущего императора Иосифа Первого. На месте бывшего летнего замка Элеоноры Гонзага возникает в течение восемнадцатого века великолепная резиденция.
1728. Кайзер Карл Пятый, который занимался фазаньей охотой, подарил замок Шенбрунн дочери Марии-Терезии. Дочь всегда испытывала любовь к замковому сооружению, окружающему его садовому хозяйству. Время владения Марии-Терезии - блестящая эпоха для дворцового ансамбля, служившего центром придворной, а также политической жизни. Под руководством архитектора Николя Пакасси резиденция расширяется.
Интересный факт. 1732. Картина «Шенбруннские куропатки» Йоганна Георга Гамильтона стала предвидением значимости архитектурного ансамбля. Картина не только изображала охоту. Элементы полотна изображают апофеоз власти императора, который принес государству и народу благосостояние. Замок служил символом регентства, куропатки на переднем плане символом плодородия, пшеничное поле символизирует изобилие, а дерево, из которого прорастает зеленая ветка, провозглашает новую жизнь.
Реконструкции 1743-1749 рассчитаны для супругов Марии-Терезии и Франца Стефана.
Согласно настоятельной просьбе Марии-Терезии был построен и торжественно открыт на северной стороне строения театр, среди певцов и актеров которого были задействованы многочисленные дети императрицы.
1756-1760. Картины Бернардо Белотто изображали дворец, дворовую территорию с деталями богатого декора, фресками Грегорио Гульельми, произведениями искусства Восточной Азии – фарфором, статуэтками, шелковыми тканями.
После смерти Марии-Терезии с 1780 года замок был необитаем до начала 19 века.
1805, 1809. При двукратной оккупации французами Наполеон Бонапарт занимал Императорские апартаменты.
1817-1819 придворным архитектором Иоганном Аманом выполнялись запланированные важные изменения: был удален рококо-фасад. Фасад современного вида и другие архитектурные детали окрашены двумя оттенками желтого цвета.
1830. Восточное крыло замкового сооружения – место, где родился, провел детство и юность будущий наследник Франц Иосиф. Когда он взошел на престол в 1848 году, замок переживал одну из самых ярких эпох. Франц прожил здесь до своей кончины 21 ноября 1916.
С 1992 музейно-исторический комплекс управляется, сохраняется, постоянно реконструируется компанией Schloß Schönbrunn Kultur- und BetriebsGmbH.
Что смотреть посетителям
Дворцовый комплекс предоставляет гостям разнообразие достопримечательностей и экспонатов.
Интересный факт. Согласно фэн-шуй, если положить руки на камни, потоки энергии поспособствуют укреплению внутренней гармонии человека.
Как добраться
Желающие посетить музей Шенбрунн в Вене решают, как добраться, исходя из своих предпочтений. Существует несколько вариантов:
1. Общественным транспортом до станции Schönbrunn:
2. Автомобилем: от международного аэропорта Вена Швехат по восточному автобану A4, направляясь к Вене, далее по A23 (юго-восточной дороге) по курсу Грац и выезд к Альтманнсдорфу. Следуя южным автобаном A2 в сторону центра до выезда Альтманнсдорф по направлению к замку. По западному шоссе A1 в сторону центра до улицы Шенбрунершлосс, 47.
3. Может потребоваться информация, как добраться от железнодорожных вокзалов Вены в Шенбрунн :
4. От международного аэропорта Швехат за 60 минут общественным транспортом:
Посетить резиденцию австрийской императорской династии можно ежедневно, так как он открыт 365 дней, включая все праздники. Продажа билетов и вход начинается с восьми часов. Кассы прекращают работу за сорок пять минут до закрытия.
Совет: лучше купить билеты заранее онлайн на официальном сайте.
Экскурсии в Шенбрунн, часы работы :
Дворцовый парк
Парк открывается ежедневно с 6.30. Дворцовый парк можно посетить бесплатно, без ограничений по времени. Билет требуется только для специальных аттракционов, таких как Сад Кронпринца, оранжерея или лабиринт.
Цена экскурсионных билетов зависит от категории посещающего, вида экскурсии. Включается стоимость аудиогида (имеется русскоязычная версия).
Экскурсии | взрослые | дети (6-18 лет) | студенты (19-25 лет) | люди с ОВЗ | группы школьников (6-18 лет) | семья (2 взрослых, 3 детей) |
Империал: 22 комнаты, 35 минут | 14,20 EUR | 10,50 EUR | 13,20 EUR | 13,20 EUR | 7,20 EUR | - |
Большая экскурсия: 40 комнат, 50-60 минут | 17,50 EUR | 11,50 EUR | 16,20 EUR | 16,20 EUR | 9,50 EUR | - |
Сизи тикет: 3 объекта, 1 день | 29,90 EUR | 18,00 EUR | 27,00 EUR | 27,00 EUR | 15,00 EUR | 62,90 EUR |
Классическая: 5 объектов, 3-4 часа | 24.00 EUR | 15,20 EUR | 20,20 EUR | 20,20 EUR | 12,90 EUR | 54,00 EUR |
Глориетт | 3,80 EUR | 3,00 EUR | 3,20 EUR | 3,20 EUR | 3,00 EUR | 8,90 EUR |
Лабиринт Ирргартен | 5,50 EUR | 3,20 EUR | 4,20 EUR | 4,20 EUR | 3,00 EUR | 13,50 EUR |
Кронприценгартен | 3,80 EUR | 3,00 EUR | 3,20 EUR | 3,20 EUR | 3,00 EUR | 8,90 EUR |
Оранжерея | 3,80 EUR | 3,00 EUR | 3,20 EUR | 3,20 EUR | 3,00 EUR | 8,90 EUR |
Детский музей | 8,80 EUR | 6,70 EUR | 6,70 EUR | 6,70 EUR | 6,20 EUR | 27,20 EUR |
Комбинированная: Детский музей + лабиринт | 11,00 EUR | 7,50 EUR | 8,80 EUR | 8,80 EUR | - | 29,50 EUR |
Организованы специальные условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья: безбарьерная среда, парковки, сопровождение гидами-проводниками.
Где возможно поесть при посещении дворца и садов Шенбрунн в Вене
От посетителей архитектурного комплекса Шенбрунн звучат восторженные отзывы о сочетании истории, архитектуры, скульптуры, парково-садового искусства.