Дорога троллей в норвегии как добраться. Дорога Троллей, Норвегия: описание. Горная дорога "Лестница Троллей". Мосты и водопады

19.04.2024

Дорога троллей (Норвегия) – это одна из множества природных достопримечательностей страны. Благодаря своей истории и уникальному ландшафту, тропа считается самым популярным норвежским туристическим маршрутом. Суровые пейзажи Скандинавии, крутые спуски и подъемы – именно за этим в летнюю пору съезжаются туристы со всех концов Земли.

Чем знаменита Тропа Троллей?

Трасса, известная всему миру как Лестница троллей в Норвегии, на самом деле часть национальной дороги Norwegian County Road 63. Интересующий нас участок соединяет между собой Олданснес и Валлдал. Города находятся в двух разных долинах, которые веками были разъединены ущельями и горными реками.


Лестницу троллей сами жители Норвегии называют Trollstigen (Трольстиген). Расположилась дорога на юго-западе страны в регионе Вестланн. Маршрут протягивается на 106 километров и представляет собой узкую трассу-серпантин с 11 крутыми поворотами. Обочины дороги огорожены небольшими заборчиками из природного камня. Трасса настолько узкая, что в некоторых местах ее ширина доходит до 3,3 метров. Поездка по такой дороге испытание не для слабонервных. Но местные вполне спокойно преодолевают даже самые крутые повороты, правда неспешно.

Но туристов интересует не только сама тропа. Проехав по ней, вы сможете оценить все прелести дикой природы Норвегии. Живописные виды холмов и фьордов, парковых зон и острых скал – мало кого оставят равнодушными. Тропу троллей смело можно назвать гармонией природы с архитектурой. Трасса хоть и создана человеком, но невероятно органично вписывается в местные ландшафты.

История создания Дороги троллей

О строительстве дороги, которая бы соединила города и поселения Норвегии между ущельями и позволила комфортно перемещаться между ними, задумались еще в XIX веке. Необходимость возникла из-за трудностей перемещения между Валлдалом и Румсдалене, где регулярно проходила крупнейшая ярмарка региона.



Первый проект увидел свет в 1894 году. Но воплощения в жизнь так и не получил из-за сложностей ландшафта и уверенности местных властей в невозможности постройки такого сложного пути. Только на рубеже веков дорога начала строиться, и была закончена в 30-х годах ХХ века, во время правления Хокона VII.

Сейчас трасса примечательна идеально ровным покрытием, впрочем, как и большинство дорог Норвегии. Популярность Лестницы троллей среди путешественников вызвала необходимость постройки туристического центра, смотровой площадки, кафетерия и сувенирных лавочек неподалеку от тропы. Возведены эти строения были на вершине подъема.

  1. На некоторых участках уклон дороги достигает 9%.
  2. Из-за узкости большей части трассы проезд по ней запрещен транспортным средствам длина которых превышает 12,4 м.
  3. Лестница открыта для туристов с конца мая или начала июня до глубокой осени. Конкретные даты зависят от погодных условий. В другие месяцы дорога закрыта, так как правительство сочло ее слишком опасной для передвижения зимой.
  4. Лестницей дорогу называют из-за крутого серпантина, каждый поворот которого напоминает ступеньку лестницы.
  5. Горный серпантин поднимается на высоту 858 метров, где и располагается смотровая площадка.
  6. В летний период на смотровой площадке бывает около 2000 авто, что приблизительно равно одной машине каждые 10 секунд.

На что обратить внимание путешествуя по дороге?

Помимо уникальности самой дороги и невероятных видов, которые с нее открываются, стоит обязательно посетить два места, которые расположились как раз по маршруту тропы. Приблизительно на середине пути, на самой высокой точке дороги находится зона парковки с магазинчиками, рестораном и сувенирными лавками. Именно отсюда можно попасть к главным достопримечательностям Лестницы троллей.

Смотровая площадка



С нее открывается вид на серпантин трассы, только отсюда можно увидеть ее невероятные изгибы и то, как органично она смотрится среди норвежских холмов. Именно с этой смотровой площадки делают большинство фото Дороги троллей в Норвегии, которых так много на просторах Интернет. Но место теряет свою привлекательность в плохую погоду, из-за высокой туманности со смотровой площадки не видно ничего. Поэтому для поездки по Дороге троллей следует выбирать исключительно ясные дни.

Водопад Стигфоссен



Неподалеку от смотровой площадки находится мост, откуда туристам открывается вид на большой горный полноводный водопад. Его высота составляет 180 метров.

Для любителей пеших прогулок от водопада можно по пешеходной тропе спуститься вниз. Наиболее полноводным Стигфоссен становится весной.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Как добраться до Лестницы троллей?

Учитывая то, что по факту Тропа троллей является, пусть и не совсем обычной, но асфальтированной дорогой, ехать сюда лучше всего на автомобиле.

Автомобиль

Путешествие на машине позволит неспешно полюбоваться всеми красотами, открывающимися с дороги. Авто можно взять в прокат в одном из крупных городов. Но у самостоятельной поездки есть и свои недостатки. Во-первых, опасность тропы для неподготовленного водителя. Во-вторых, высокая стоимость аренды машины.

Если ехать на машине с севера, то не доезжая до Ондалснеса примерно 5 км, нужно свернуть на трассу fv. 63, которая и выведет вас к нужному горному маршруту. Если ваше путешествие начинается из Осло, то по трассе Е4 или Е6 следует доехать до Лиллехаммера. Оттуда по Е6 до Думбоса, где нужно свернуть на шоссе E136, и точно так же, не доезжая до Ондалснеса, выехать на fv. 63.

Автомобильный маршрут к достопримечательности и места, упомянутые в тексте, отмечены на карте:

Туристический автобус

Второй вариант поездки по Тропе троллей в Норвегии – автобус. Туристические автобусные рейсы по этому маршруту ходят из автобусной станции города Ондалснес. Как правило, поездка сопровождается дополнениями гида и на смотровой площадке автобус делает остановку в 25 минут, чтоб путешествующие могли посмотреть виды и спокойно сфотографировать Лестницу троллей с выгодных ракурсов.

Доехать до ближайших городов можно также на поезде, а уже оттуда на автобусе или авто проехать по Лестнице троллей. Но все равно большинство пассажирских и туристических автобусов идут из Ондалснеса. Стоимость такой поездки обойдется от 1000 норвежских крон (на сезон 2019).

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Дорога троллей (Норвегия) – это один из самых успешных проектов, выполненных совместно человеком и природой. Результат вышел настолько органичен, что смотря на то, что дорога рукотворная, кажется, будто она была там испокон веков. Посмотреть на безумные изгибы серпантина едут туристы со всего мира. Еще раз напоминаем, что увидеть все прелести Тропы троллей можно только в летние месяцы, так как из-за сложности участка большую часть года дорога закрыта.

В заключение, посмотрите видео — не для слабонервных, зато можно рассмотреть красоты данной местности.

Похожие записи:

Лестница тролей. Вид со смотровой площадки.

Координаты : 62°28′ с. ш. 7°40′ в. д.  /  62.466667° с. ш. 7.666667° в. д. (G) (O) 62.466667 , 7.666667 Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen , в русских источниках также распространено название Дорога троллей ) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии . Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал . Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов , высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра , поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году , подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон .

Как добраться

Расстояние

  • Осло -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км

На западе Норвегии расположено одно из самых интересных мест, которое непременно хочет посетить каждый путешественник. Эта дорога носит название, связанное со сказочным персонажем и признана также одной из самых опасных дорог - автомобилисту придется справиться с 11-ю крутыми виражами, встречающимися на протяжении всей дороги.

Как вы уже наверняка догадались - это знаменитая норвежская Дорога или Лестница Троллей (с норв. Тролльстиген). Такое волшебное имя ей присвоил норвежский король - Хокон VII на торжественном открытии в 1936 году 31 июля. Лестница Троллей была проложена для сообщения норвежских городов Валлдал и Ондалснес. Строилась она долгих 8 лет из-за суровой норвежской погоды. Поводом для строительства этой дороги послужили следующие события.

В XVI-XIX века на Девольде находилась румсдальская ярмарка, на которую жители Валльдалена хотели добираться более удобным способом. К 1981 году было построено 8 км дороги. Затруднением стало строительство в горах. После обращения с ходатайством в Строительное ведомство, его директор Краг поручил инженеру Н. Ховденаку составить план строительства дороги в горах. Ховденак сделал немало, чтобы превратить в реальность сообщение через Трольстиген.

В 1905 году госбюджет выделил 4000 крон на прокладку дороги. Строительство завершилась в 1913 году. На этом Н. Ховденак не остановился. В его планах было проложить автодорожное сообщение между Румсдаленом и Валльдаленом. В 1916 году Строительное ведомство дало разрешение на начало строения автодороги, которое продолжалось 20 лет. Короткое лето, камнепады, снежные лавины, да и сама горная местность затрудняли строительство.

Предание гласит, что некогда Норвегия была покрыта обширным ледником. С потеплением климата он начал таять и сместился на север. На этой территории начали расселяться люди. Вскоре поселенцы заметили присутствие рядом странных созданий со сверхъестественными способностями, которых стали называть троллями. Народная легенда также утверждает, что тролли бродят в горах ночами, а утренний солнечный свет превращает их в камни. Люди не стали враждовать с ними.

С тех давних пор сохранился замечательный обычай задабривания троллей в канун Рождества миской каши, которую выставляли на крыльцо. Лестница Троллей - один из популярных туристических маршрутов. Осенью и зимой дорога закрыта в связи с погодными условиями. С мая по октябрь начинается сезон для жаждущей зрелищ и приключений публики. В самом начале дороги есть предупреждающий знак, что по ней могут проехать только опытные водители. И это на самом деле так.

В некоторых местах ширина дороги лишь 3,3 м и туристическим автобусам разъехаться крайне сложно. Машинам длиной более 12,4 м проезд строго запрещен. Местами высота подъема доходит до 9-12%. Тем не менее, желающих покорить Лестницу Троллей предостаточно. Не оставит вас в равнодушии мост над водопадом Стигфоссен. Он расположен на середине пути Тролльстигена и обрушивается со 180-метровой высоты. Этот шедевр инженерного искусства закончили строить в 1935 году.

«Поворот епископа» и смотровая площадка вблизи «Котлов великанов» дают прекрасную возможность любоваться завораживающей и величественной панорамой всей долины. На самой вершине - это 858 метров над морем- расположена вместительная парковка и многочисленные сувенирные лавки.

Адрес
Isterdalen RV. 63
6300
Åndalsnes
Телефон
+47 94 84 97 55
Сайт
www.trollstigen.no

Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

3. Лестница троллей и Дорога орлов

На следующее утро мы встали в семь утра и обнаружили, что ночью по соседству с нами расположилась шведская семья. Они очень интересно решили вопрос с проживанием, разместив палатку на крыше автомобиля. Как выяснилось позже, такие комплекты продаются для самых разных машин.

Сережа сварил манную кашу с изюмом и курагой на завтрак - на природе даже каша кажется вкусной, хотя дома я ем ее пару раз в год - и, собрав вещи, мы двинулись к первой крупной достопримечательности Норвегии - Лестнице троллей.

По дороге нам то и дело встречались знаки Зимней Олимпиады 1994 года и Юношеской Олимпиады 2016 года в Лиллехаммере. Приятно, что по прошествии двадцати с лишним лет страна все еще гордится проведенными Играми. Сам Лиллехаммер - совсем маленький городок с населением 27 тысяч человек. Практически весь он уместился на фото - справа через реку.

Дорога постепенно становилась все более интересной - начали появляться горы, озера и небольшие водопады.

По дороге мы увидели коричневый указатель на ставкирку Ringebu и, так как не были сильно ограничены во времени, решили заехать. Ставкирка, или каркасная церковь, - самый распространенный в Скандинавии тип храмов. С 11 по 16 век в Норвегии было построено около 1700 таких церквей, которые начали сносить после чумы, когда население уменьшилось практически вдвое, и такое большое количество храмов стало излишним. До нашего времени дошло лишь 28 ставкирок, из которых мы, если не ошибаюсь, за поездку видели три.

Ставкирка в Рингебу относится к первой четверти 13 века - это было установлено по монетам, найденным в ходе археологических раскопок 1980-х годов. Всего в ходе раскопок было найдено 892 монеты, большинство из которых норвежские, принадлежат периоду 1217-1263 годов, когда правил Хокон Старый, при котором средневековая Норвегия достигла высшей точки своего процветания. Интересно, что среди найденных монет были также немецкие, шведские и датские. А самая старая датируется 1020 годом, когда Англией, Данией и Норвегией правил Кнуд Великий.

В 1630 году церковь была перестроена в форму креста, а в 1631 году к ней пристроили красный шпиль, что для ставкирок является необычным.

Вход во все ставкирки платный. Конкретно в Рингебу - около 6,5 евро с человека. Мы заходить не стали, так как планировали посетить другие ставкирки, в Хопперстаде (Hopperstad) и в Сейме (Seim). Возле церкви расположилось ухоженное кладбище - если бы не деревянный храм, то, можно сказать, как из американских фильмов. Такие же мы видели и рядом с другими ставкирками.

Продвигаясь вглубь Норвегии, мы не могли не заметить, как посуровела природа, обрела мощь. Тоненькие струйки водопадов превратились в огромные, шумящие потоки. Это очень впечатляет! Постепенно, ближе к концу отпуска, мы уже к ним привыкли, но первые мощные водопады восхитили нас до глубины души.


На дорогах Норвегии много съездов-карманов. В одном из них мы и остановились, чтобы немного побродить по окрестностям. Прямо рядом с дорогой протекала горная речка. Вода в ней (как и во многих других норвежских речках) такая прозрачная и изумрудно-зеленая, что хочется в ней искупаться. Но на самом деле, она очень холодная.

В горной части Норвегии, особенно если вы приехали в первый раз, хочется останавливаться буквально через каждые 500 метров: то из-за поворота выглянет водопад, но вдали покажутся скалы причудливой формы, то изумрудно-зеленая вода фьорда не даст отвести взгляд. Конечно, через пару дней к этому всему начинаешь потихоньку привыкать, но даже теперь, во время второго своего визита в страну троллей я большими глотками внимал великолепие суровой природы.

К Лестнице троллей мы подъехали к обеду. Trollstigen, так ее называют норвежцы, - одно из наиболее посещаемых туристических мест в Норвегии. Тролли встречают вас еще до того, как вы приблизитесь к первому витку серпантина.

Пообедать нам удалось с комфортом у подножия горы - здесь расположен кемпинг Trollstigen Camping , на территории которого много деревянных столов. Никто не запрещает ненадолго занять один из них, что мы и сделали. Честно говоря, мы все ощутили себя немного странно, поглощая Роллтон на фоне молчаливых суровых гор.

На Лестницу есть и пешие маршруты, но у нас в планах стояло доехать до вершины на машине по крутым серпантинам, населенным троллями. На парковке перед стартом в гору висит единственный “официальный” дорожный знак - “Внимание! Тролли!”

Если остановиться на обочине метров за 200 до начала серпантина и пройтись по одной из тропинок, уходящих в горы, можно обнаружить бурлящую горную речку и лес, идеально подходящий для обитания троллей и прочих сказочных существ.

Честно говоря, я не знаю, почему дорога имеет такое название. Но глядя на горы, окружающие долину, несложно представить, как в ущельях притаились страшные тролли, выжидающие, когда сгустятся сумерки и можно будет выйти на охоту. Согласно норвежским легендам, солнечный свет превращает их в камень, а потому днем ехать можно, в общем-то, безбоязненно. Кстати, с собой в путешествие мы брали книгу “Волшебные сказки Норвегии” для полного погружения в атмосферу. Сказки эти холодные, временами жестокие и кровожадные, населенные необычными для славянских народов существами: ниссе, хюльдры, драуги… Так и ждешь, что пока будешь спать себе спокойно в палатке, нападет на тебя кто-нибудь из них и утащит в лес.

Дорогу троллей построили в тридцатых годах прошлого столетия, а в 2005 году ее включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Маршрут, состоящий из 11 “шпилек”, поднимается на высоту 858 метров над уровнем моря. При этом уклон составляет 9%. Временами ширина дороги составляет не более 3,3 м, поэтому по пути встречаются специальные карманы, чтобы разъехаться со встречным транспортом - ну и для того, чтобы сделать пару фотографий. Из-за опасности трассы на зимний период ее закрывают, так что сюда надо приезжать с середины мая по ноябрь.

Примечательно, что некоторые навигаторы ни в какую не хотят прокладывать маршрут по дороге 63, на которой расположен серпантин Лестницы троллей. Возможно, это связано с неверными данными по сезонности этой дороги в электронных картах.

На Тролльстигене есть несколько мощных водопадов, до одного из которых (Stigfossen) можно практически дотронуться, делая вираж на одной из шпилек. Мы потрогали воду (не по дороге, а уже будучи наверху) - она ледяная!

Наверху путешественников ждет большая обзорная площадка, парковка, ресторан, туалет и множество магазинов с сувенирами. Надо сказать, что сувениры очень дорогие. Мы даже магниты покупать не стали, хотя обычно привозим из каждой поездки. К примеру, пара носков с надписью “Норвегия” стоила 1000 рублей.

На смотровой площадке и вокруг нее очень много туристов - большинство из них шведы, немцы и сами норвежцы. Не обходится, конечно, и без китайцев, но все-таки в Норвегии их существенно меньше, чем в любой другой посещенной нами стране - можно даже сказать, что не в городах их вообще почти нет. От обзорной площадки можно пройти по пешему маршруту длиной в 5,2 км - однако это в наши планы не входило. На такой высоте кое-где лежит снег, а температура - около 12 градусов. Но Сереже хоть бы хны - он все равно ходил в шортах и футболке. Другие туристы странно на него косились.

Надо сказать, что второй раз - после посещения - горы воспринимаются несколько спокойнее, хоть и вызывают безусловный восторг. Но, справедливости ради, из того, что мы видели до этого, только Вердонское ущелье и может сравниться с Лестницей троллей по красоте и природной мощи.

Переехав Лестницу троллей, мы двинулись дальше по направлению к фьорду Norddalsfjorden. По пути увидели таблички, указывающие на водопады Gudbrandsjuvet и решили остановиться посмотреть. Водопады оказались небольшими, но очень бурлящими, шумными - мне такие нравятся больше высоких, но стекающих тонкими струйками.

Правду говорят, что на то, как течет вода, можно смотреть вечно!

Рядом с этими водопадами, также как и рядом с Лестницей троллей, есть сувенирный магазинчик примерно с тем же ассортиментом. Отличие в том, что цены здесь пониже, а посетителей - на порядок меньше. Кроме того, здесь же есть одноименный с водопадами кемпинг.

А еще здесь нам впервые встретились “звери”, сопровождавшие почти все наше путешествие по Норвегии - огромные черные слизни. Они противные, но мы от них ни разу не пострадали - они не заползали к нам в палатку, не ползали по нашим вещам, но в кемпингах приходилось постоянно смотреть под ноги, чтобы не наступить на такого. Как мы выяснили позже, такие слизни бывают разных цветов, но черные преобладают.

Когда дорога проходит через маленькие деревеньки и хутора, интересно наблюдать не только за природой, но и за тем, как живут местные жители. Многие из них занимаются сельским хозяйством - в основном животноводством. Но немало и тех, кто занят земледелием. Нас поразило количество полей, сплошь засаженных клубникой!

Возле каждого такого поля стоит палатка, в которой в пластиковых контейнерах лежит клубника, а рядом - банка для денег и указана цена. За клубникой никто не следит, как и за банкой с деньгами. Ты просто кладешь нужную сумму и берешь контейнер. Возможно ли такое в России?..

Мы заплатили 4 евро за контейнер - по ощущениям в нем было грамм 700-800 - и поразились сладким и идеально ровным, как на подбор, ягодам. На улице 14 градусов - как они это делают?! Палатку с красным зонтиком можно разглядеть на фото ниже.

В зависимости от сезона на таких прилавках "самообслуживания" можно также купить яблоки, груши и даже черешню! Последняя - очень сладкая и крупная, созревает в этих широтах к сентябрю. Черешневые сады располагаются, в основном, южнее, в окрестностях города Odda.

Наевшись клубники, мы без приключений добрались до парома Eidsdal-Linge, идущего через фьорд Norddalsfjorden. Паром ходит каждые двадцать минут и помогает существенно сэкономить время - в объезд пришлось бы ехать более 300 километров. Корабль совсем маленький, буквально на 15-20 машин.

Когда мы подъехали, только-только закончилась погрузка, и нам пришлось ждать следующего парома, зато за это время мы успели погулять и пофотографировать.

В это время к нам подошел какой-то турист, чтобы порасспрашивать о том, как заселяться в кемпинги. Выслушав, он зачем-то спросил: “Вы местные?” - вопрос немного странный, так как он прекрасно видел наши российские номера.

В 19:20 мы, наконец, загрузились на паром. Вся поездка занимает всего 10-15 минут и стоит около 16 евро (цена за машину с водителем + 3 пассажира). С учетом того, что этот же маршрут по суше потребует около 24 литров бензина и около 6 часов непрерывной езды, выгода от использования парома в данном случае очевидна. Маршрут "по воде" пользуется спросом - за нами за двадцать минут ожидания собралась целая очередь, поэтому мы были рады, что приехали первыми.

Пересечение фьорда на пароме в Норвегии - такое же обычное дело, как проезд на другой берег крупной реки в нашей местности по мосту. Нередко бывает так, что паром позволяет несколько часов времени в пути. Тем не менее, при использовании этого вида транспорта надо знать некоторые особенности. Самая главная из них - это расписание движения. Оно может зависеть от времени суток, а также времени года. К примеру, большинство маршрутов не обслуживаются после полуночи и до раннего утра, а некоторые паромы значительно увеличивают интервал или вовсе не ходят в холодное время года (то есть ходят только в летние месяцы). Расписание паромов можно найти на сайте компании Fjord1, которая обслуживает большинство маршрутов в том регионе, где пролегал наш маршрут.

Во время поездки можно выйти на палубу полюбоваться окрестностями, правда, там очень сильный ветер. А можно посидеть в салоне со столиками и креслами.

Сойдя на берег, мы поехали к не менее известной, чем Лестница троллей, достопримечательности Норвегии - фьорду Гейрангер (Geiranger Fjord), о котором я подробно расскажу в следующей главе. В этот день, перед заселением в кемпинг, была запланирована только смотровая площадка на Дороге орлов (Ørnesvingen), с которой в хорошую погоду открывается панорама на фьорд.

Дорога орлов - это серпантин, состоящий, как и Лестница троллей, из 11 крутых поворотов, и поднимающийся от городка Гейрангер на высоту 620 метров над уровнем моря. Интересно, что эту дорогу иногда используют транспортные компании для тестирования транспортных средств.

Дорога была открыта в 1955 году и сразу стала популярным туристическим объектом. На одном из поворотов совсем недавно, в 2006 году, в рамках программы “Национальные туристические маршруты” устроили смотровую площадку, на которой мы и побывали.

На ночевку мы устроились в кемпинге Vinje Camping , неподалеку от Гейрангера. Этот кемпинг попроще, чем предыдущий. Он гораздо меньше, здесь почти нет трейлеров, но наоборот много палаток. Поскольку место популярное, кемпинг более интернациональный: помимо шведов, немцев и самих норвежцев, мы встретили чехов, голландцев, англичан и датчан.

Неподалеку от этого кемпинга есть еще один проверенный и недорогой вариант размещения в домиках со всеми удобствами - Fossen Camping . Но вот места для палаток там нет. Если вы собираетесь искать кемпинги стихийно, по месту, то вам может помочь база данных европейских кемпингов, которую можно импортировать практически в любой навигатор.

Практически на территории кемпинга есть достаточно большой, мощный и шумный водопад Kleivafossen, что можно было бы перевести как “Водопад Изгиб”. Мы переживали, что под его шум не сможем заснуть, но спалось просто отлично. Кстати, одна из туристок поставила свою палатку прямо в непосредственной близости от него - наверно, ей нравится спать под шум падающей воды.

Сам кемпинг находится в ущелье, поэтому вечером и ночью здесь все-таки темнело, хотя небо по-прежнему оставалось светлым, как днем. Например, фотографии водопада мы делали уже в десять вечера - как видите, практически не отличить от более ранних.

Благодаря близости природных достопримечательностей, народу в кемпинге довольно много, и мы не смогли найти ровное место для палаток - слишком близко к другим туристам ставить тоже не хотелось, поэтому пришлось выбрать место под небольшим уклоном. Главное ставить так, чтобы голова была выше, чем ноги, и чтобы не скатываться в боковой край палатки.

В кемпинге созданы все условия для долгосрочного проживания. Прямо на ресепшн можно купить консервы, лапшу быстрого приготовления, томатную пасту, зубные щетки, чистящие средства. Проживание здесь обошлось нам чуть больше, чем в 30 евро за ночь (легковая машина + 2 палатки + 4 человека), душ стоит 1 евро за пять минут.

На территории кемпинга много столов со скамейками, где можно расположиться для ужина. Однако мы все равно использовали свой складной стол. Это удобно - достал сухой стол из машины и поставил, куда тебе надо, а не ищешь свободный, мокрый от дождя. Ужинали мы рисом и рыбными консервами. Для удобства рис (и гречку) покупали в пакетиках. Дома я с трудом могу съесть пакетик риса, а здесь снова заметила, что порции мне показалось даже мало.

В следующей главе мы расскажем о нашем первом пешем походе - вдоль фьорда Гейрангер.

Дорога троллей в Норвегии является одной из популярных достопримечательностей страны, имеющим интересную историю и красивейший уникальный ландшафт. Крутые подъемы и спуски, суровые северные пейзажи, скалы, водопады и фьорды - вот что привлекает сюда туристов.

Дорога Троллей (Норвегия): описание

Эта современная дорога представляет отрезок трассы Norwegian County Road 63, проходящий через юго-западный регион Вестлан, губерния Мере-ог-Ромсдал в Норвегии. Почти 100 лет назад она связала два небольших городка - Олданснес и Валлдал, которые расположены в соседних долинах и уже несколько столетий разъединены ущельем и реками. Местные жители дали ей свое название - «Лестница Троллей» (норв. Trollstigen).

Маршрут ее имеет протяженность 106 км, а сама она являет собой узкий серпантин, имеющий 11 очень крутых поворотов, по всей длине огороженный невысокими заборами из камня. Ширина трассы в самых узких местах достигает 3,3 м, поэтому езда по ней - «не для слабонервных» и представляет самое настоящее эмоциональное испытание.

В некоторых местах дорога поднимается на высоту несколько сотен метров над уровнем моря, а перепад между крутыми виражами иногда составляет 12%.

Из-за неблагоприятных погодных условий Дорога Троллей (Норвегия) не всегда пропускает туристов: она открыта только с мая по октябрь, причем точные даты начала/окончания работы зависят от погоды.

История

Начало строительству было положено еще в конце 19 века, когда в регионе назрела необходимость соединить поселки и города дорогами, проходящими через ущелья. В городе Румсдалене начиная с 16 столетия каждый год проходила самая крупная региональная ярмарка, при этом транспортной связи между соседним Валлдалом тогда не было.

Проект строительства горной дороги в Норвегии в этом месте был впервые представлен в 1894 г., однако местные власти признали его непригодным из-за сложного ландшафта. И только в 1905 г. постройка трассы была начата, при этом успели проложить только первые 8 км, а закончили ее уже в 1913 г.

Позднее архитектор Ховендак предложил свой вариант трассы, предназначенной для автомобилей. Он же и отметил всю живописность местного ландшафта и сделал предположение о будущей популярности его у туристов.

Очередное строительство затянулось на много лет из-за непродолжительного теплого сезона, ему препятствовали также снежные лавины, камнепады и снегопады. Закончить стройку смогли только в 1936 году, в период правления короля Хокона 7, который торжественно принял готовую дорогу. По просьбе местных жителей тогда и было ей присвоено название «Лестница Троллей».

Сейчас дорога имеет идеальное современное покрытие, такое же, как и другие транспортные артерии Норвегии. По мере роста интереса туристов к такой достопримечательности назрела необходимость в строительстве смотровой площадки, пунктов питания и продажи сувениров, туристического центра. Со временем все эти здания были возведены на самом высоком месте дороги.

Пейзаж

Самое сильное впечатление производит не сама трасса, а окружающие ее пейзажи, демонстрирующие дикую северную природу страны: фьорды, зеленые холмы, остроконечные скалы и красивые парковые зоны. Созданная руками человека, дорога органично вписывается в ландшафт и гармонично сочетается с ним.

Дорога начинается сразу за специальным знаком, изображающим силуэт тролля, на котором многие туристы оставляют свои комментарии о впечатлении. При каждом повороте Дороги Троллей (Норвегия) открываются потрясающие виды на горы, водопады, леса посреди ущелий и т. д.

На различной высоте по всей длине трассы построены специальные карманы для машин, которые позволяют припарковаться и осмотреть окружающий ландшафт. Здесь каждый желающий может выйти из машины и пройти по тропинке к небольшим смотровым площадкам и местам, предназначенным для пикника. Туристы с удовольствием могут пообедать прямо на свежем горном воздухе, сидя на уступе скалы и любуясь прекрасным водопадом или другим, не менее живописным пейзажем.

Мосты и водопады

На середине трассы расположено удивительное, впечатляющее сооружение — узкий мостик над водопадом Стигфоссеном. При проезде по нему кажется, что вода бурлит прямо под колесами автомобиля. Извергая массивные потоки воды с высоты 180 м, водопад вызывает у людей ощущение вечного движения и мощи природы.

Вдоль трассы также сделаны ступенчатые бассейны, в которых можно искупаться. Вода, конечно, холодная, однако ко второй половине дня нагревается под солнечными лучами.

Кроме этого, на Дороге Троллей есть еще три моста: Гудбранн, Холь и Крихе. Все они выложены камнями по бокам, такими же, как и вся дорога.

Сервис для туристов

Специально для тех, кто совершает путешествие по Норвегии, по ходу маршрута Дороги троллей на середине пути расположена зона для парковки машин, где есть множество сувенирных лавочек и магазинчиков. Здесь же стоят трейлы для катания на велосипеде и другие развлечения, позволяющие скрасить досуг посетителей.

Отсюда можно пройти к основной точке интереса туристов — смотровой площадке Aurland Look. Это позволит осмотреть долину Валльдален с высоты 600 м, фьорды и стену Троллей, а также увидеть город Ондалснес и водопад Стигфоссен. Именно здесь фотографируются все туристы, однако в плохую погоду площадка погружается в плотный туман.

Тем, кто хочет прокатиться по дороге с ветерком, лучше сразу следует знать, что:

  • в разгар сезона количество автомобилей на дороге достигает 2,5 тыс. ежесуточно;
  • установлено ограничение скорости в 80 км/ч.

Дорога Троллей в Норвегии имеет интересные особенности:

  • высшая точка дороги называется Стигрере (858 м);
  • максимальный уклон дорожного полотна на некоторых участках достигает 9 %;
  • проезд транспорта длиной более 12,4 м запрещен из-за слишком узких мест, где машины не могут разъехаться;
  • в зимнее время трасса закрыта из-за повышенной опасности;
  • название «Лестница» трасса приобрела за внешнюю схожесть серпантина, поднимающего ступенями вверх.

Как добраться

Ехать в такие места лучше на собственном автотранспорте. При путешествии по Норвегии на машине с севера сюда можно попасть следующим образом: не доезжая до города Ондалсанеса 5 км, следует повернуть на трассу № 63, которая и позволит доехать до Тролльстигена. Если же добираться из Осло, то надо выбирать трассы Е4 или Е6 и ехать до Лиллехаммера, затем по Е6 до Думбоса, где надо свернуть на трассу Е136 и дальше аналогично первому маршруту.

При отсутствии своего транспорта, можно воспользоваться экспресс-автобусом, следующим по маршруту от Ондалснеса, который сопровождает гид, рассказывающий по дороге обо всех местных достопримечательностях. Добраться до ближних населенных пунктов можно и на поезде от станций Осло и Тронтхейма, а дальше все равно на автобусе.

С 2012 г. в начале Дороги Троллей основан туристический центр, который оказывает любую помощь туристам, даже в самых трудных ситуациях. Там же можно пообедать в кафе и купить местные сувениры.

Заключение

Дорога Троллей в Норвегии ("Тролльстиген") является инженерным шедевром, которые был возведен благодаря нестандартной дизайнерской мысли. Воплощенный в жизнь проект позволил оптимизировать торговые коммуникации региона и увеличил его туристический потенциал. Дорога окружена уникальным северным ландшафтом и буквально пропитана атмосферой норвежских мифов и преданий.

Любителям активного туризма, всем тем, кто ценит северную красоту Норвегии, мечтает полюбоваться на водопады и фьорды, такая жемчужина среди достопримечательностей страны позволит провести отпуск захватывающе и незабываемо. Пикник на высоте 858 м станет запоминающимся событием. Только обязательно надо помнить, что «Лестница Троллей» открыта только несколько летних месяцев.