Автор екатерининский дворец 1752 1756. Екатерининский дворец. г. Пушкин (Царское Село)

22.03.2024

Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)

Рубрика: Пушкин (Царское село)

Большой Екатерининский дворец известен также как Большой Царскосельский дворец. Входит в перечень объектов культурного наследия РФ. Архитектурный стиль: елизаветинское барокко – направление в архитектуре, характерное для 1741–1761 годов, эпохи правления Елизаветы I Петровны. Самым именитым его представителем был Бартоломео Растрелли, по проекту которого и строилась эта императорская резиденция в Царском Селе.

От небольшого здания до роскошного дворца

История дворца берет свой отсчет с 1717 года. Но тогда это еще был не тот Большой Екатерининский, который мы знаем сегодня. Первоначально царская резиденция представляла собой скромных размеров двухэтажное здание. Над его строительством трудился немецкий архитектор Иоганн Браунштейн. Тогда оно задумывалось как летняя резиденция Екатерины I.

В 1843 году новая императрица Елизавета Петровна решила его расширить и обустроить. Задача была поручена архитекторам Андрею Квасову и Михаилу Земцову.

Это первое здание «продержалось» до 1752 года, и его перестроили. Так увидел свет роскошный дворец, полностью соответствующий своему высокому статусу. Во дворце предусмотрели множество служебных корпусов и даже дворцовую церковь. При оформлении не скупились на золото. Позолотой покрывали интерьеры и внутри и снаружи. Фигуры атлантов на главном фасаде и то были покрыты золотом.

Свой нынешний облик Большой Екатерининский дворец обрел именно при Елизавете. Прежнее здание даже после перестройки она сочла маленьким и несовременным. Демонтаж старого дворца и последовавшая за ним перестройка продолжались четыре года. И вот 325-метровый дворец готов! Когда его презентовали 30 июля 1756 года царским вельможам и гостям из Европы, все были потрясены великолепием и размахом.

Некоторые особенности Екатерининского дворца

Лазоревый фасад украсили белые колонны, лепнина и фигуры атлантов. Позолота придавала дворцу больше торжественности. Соединённые крытыми галереями флигели отходили от центральной части дворца. Пятиглавая дворцовая церковь сверкала золочеными куполами над его северным крылом. Над южным благородным металлом сиял купол, шпиль которого венчала многоконечная звезда. Только представьте себе: на внутренний и внешний декор использовано около 100 кг червонного золота!

При Елизавете парадные комнаты расположили на всю длину дворца – они образовали Парадную золотую анфиладу. Тогда же появились знаменитые Янтарная комната и Картинный зал. Над первой больше пяти лет трудились именитые заграничные мастера. А в зале собрали больше сотни шедевров западноевропейских художников XVII – начала XVIII веков.

Свою лепту в обустройство Большого Царскосельского дворца внесла и неравнодушная к античной архитектуре Екатерина Великая. Императрица работы по дальнейшему переустройству дворца доверила шотландскому архитектору Чарлзу Камерону. Его усилиями он обзавелся Синим и Серебряным кабинетами, Купольной столовой, двумя гостиными – Лионской и Арабесковой, и Китайским залом. При ней же появились Агатовый павильон и Камероновая галерея, Холодная баня и Зубовский корпус. Для цесаревича Павла и его жены Марии Федоровны во дворце создали Парадную голубую и Китайскую голубую гостиные, а также Официантскую, Зеленую столовую и Опочивальню.

Парадный кабинет и прилегающие к нему комнаты (архитектор В. П. Стасов) были созданы уже при Александре I Павловиче в 1817 году. Они были оформлены в ознаменование победы над Наполеоном. В 1862–1863 годах завершающим этапом перестройки стало создание Парадной лестницы.

В 1910 году дворец сменил название Большой Царскосельский на Большой Екатерининский.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Подлинная Янтарная комната, созданная немецким мастером Андреасом Шлютером для короля Пруссии Фридриха I и затем подаренная монархом Петру I, бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны.

Похитившие ее нацисты сначала выставили этот шедевр в Королевском замке Кёнигсберга с 1942 по 1944 год. Но в августе 44-го после налета британских ВВС в замке возник пожар. Однако янтарные панели вряд ли могли пострадать: их упаковали и спрятали в подвалы. Когда же в апреле 1945 г. Красная Армия стала штурмовать Кёнигсберг, Янтарная комната словно канула в Лету. С тех пор о ее местонахождении ничего не известно: поиски результатов не дали.

В 1981 году начались работы по воссозданию камнерезного шедевра XVIII века. Реконструкцией по 1997 год руководил А. А. Журавлев. Для этого в Пушкине была создана специальная янтарная мастерская. К 300-летию основания Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, Янтарная комната была полностью восстановлена. По мнению барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, видевшего в свое время утерянный оригинал, восстановленная Янтарная комната даже лучше прежней.

Некоторые залы и помещения Екатерининского дворца

Парадная лестница. Роскошная лестница из мрамора в стиле рококо. Элементы декора: сквозные резные балюстрады и фигурные вазы. В лепном орнаменте – большие часы и календарь.

Картинный зал. Предназначался для дипломатических приемов. Содержит коллекцию живописи западноевропейских художников XVII–XVIII веков. Самая известная картина – «Полтавская битва», написанная по заказу Петра I.

Большой зал. В XVIII веке назывался Светлой галереей. Парадная комната в стиле елизаветинского барокко. Зал двухсветный, на всю ширину дворца. С каждой стороны имеет по 13 окон, его площадь примерно 1000 кв. м.

Китайская гостиная Александра I. Это были личные покои императора. Стены украшены портретами российских самодержцев: Петра Великого, Екатерины I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны и большим портретом самого Александра I.

Большой Екатерининский дворец вместе с Екатерининским парком составляет единый дворцово-парковый ансамбль в музее-заповеднике «Царское Село».

В результате реставрации во дворце было восстановлено 18 залов, представляющих различные эпохи в развитии отечественного интерьера.

Реставрация дворца еще продолжается, причем на строго научной основе, и до ее завершения еще далеко. Но посетители могут смотреть выставки и в пока неотреставрированных помещениях.

Адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Время работы: понедельник – с 10:00 до 21:00, среда – воскресенье – с 12:00 до 18:00. Выходные: вторник и каждый последний понедельник месяца.

Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.

Как добраться до Царского села

Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.

Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.

Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Екатерининский парк в Царском селе

В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.



Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.



Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.



Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.







Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.



Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.





Павильон Грот, Царское село

Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.

Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.









Адмиралтейство и Турецкая баня

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.


На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.









Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.





А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».



В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.



В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.



Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

К нашей большой радости, фото и видеосъемка в Большом Екатерининском дворце разрешена, возможно, и здесь скоро запретят фотографировать, как уже это произошло во дворце, в , но, пользуясь возможностью, мы сделали несколько фотографий этого потрясающего своими интерьерами дворца. Постараемся передать всю атмосферу, которая царит в покоях и опочивальнях русских правителей.

Большой Екатерининский дворец, немного истории

Большой Екатерининский дворец, к большому сожалению, во время Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен, но в настоящее время, благодаря отличной работе реставраторов, из 58 залов восстановлено 32. Большая часть еще закрыта для посещения, поэтому в данной статье присутствуют фото только тех помещений Большого Екатерининского дворца, которые нам показали. Не хочется в статье писать голые исторические факты, пройдемся по основным, чтобы у вас было общее впечатление о Большом Екатерининском Дворце.

Большому Екатерининскому дворцу без малого 300 лет, заложен он был в 1717 году. Но первоначальный дворец представлял из себя небольшое двухэтажное здание, и уже чуть позднее, в 1751 году, он был перестроен, и на его месте возвели шикарный дворец с большим количеством служебных корпусов и дворцовой церковью. В оформлении, как снаружи, так и внутри, использовалось очень много золота, и фигуры атлантов на лицевом фасаде дворца, первоначально тоже были покрыты золотом, однако при проведении реставрации на позолоту решили не тратиться.

Екатерининский дворец огромен, его потрясающий внешний вид ничуть не уступает красиво оформленным залам внутри, в которые мы и предлагаем сейчас заглянуть.

Прогуляемся по залам дворца

Зайдя внутрь Екатерининского дворца, сразу не осознаешь все величие: возможно потому, что очень много посетителей было во время нашего визита во дворец, возможно потому, что тебя сразу быстро-быстро снаряжают наушником и бахилами, и за минуту сформированная новая группа туристов уже направляется в экскурсионное путешествие по Большому Екатерининскому дворцу. Ощущение конвейерного подхода все-таки немного подпортило первое впечатление, но уже через пару минут мы об этом забыли. Сейчас объясню почему.

После формирования группы нас повели по залам, параллельно рассказывая историю Большого Екатерининского дворца. И началось знакомство с дворцом с парадной лестницы, по которой все поднимались к залам дворца. Из-за плотных бордовых штор и практически полностью отсутствовавшего освещения помещение парадной лестницы обладает какой-то камерностью.

Видимо для пущего эффекта, первый зал Екатерининского дворца, в который нас привели и который не оставил равнодушным ни одного посетителя, был Большой зал дворца. Его еще называют Светлой галереей, и, действительно, света в этом зале предостаточно, а обилие позолоты и роскоши, просто не перестает удивлять.

Большой зал Екатерининского дворца — самое большое помещение в нем, площадью более 800 квадратных метров, использовался в свое время для проведения балов и всяких торжеств и приемов. Огромные семиметровые потолки, благодаря которым чувствуешь себя очень маленьким человечком, а также большие двухъярусные окна, наполняющее светом Большой зал, создают такое ощущение, как будто помещение не имеет конца.

А сейчас пройдемся по остальным залам Екатерининского дворца. Из Большого зала мы направляемся в Кавалерскую столовую с прекрасно сервированным столом. В глаза сразу бросается многоярусная изразцовая печь — такие будут встречаться практически во всех залах дворца. Далее располагается Белая Парадная столовая. Начиная с этой комнаты мы уже приближаемся к покоям императрицы. Здесь проводились «вечерние кушания» в очень узком кругу приближенных.

Затем одна за другой идут Малиновая и Зеленая Столбовые. Столбовыми комнаты названы потому, что на стенах представлены очень красивые вставки из стекла, с соответствующим оттенком, в виде столбов.

Пропустив Янтарную комнату, на которой мы остановимся дальше по-подробнее, направляемся в Картинный зал, который в свое время служил парадной столовой. Стены зала украшены картинами западно-европейских мастеров. Как это все-таки по-царски использовать картины, которые имеют свою художественную ценность, исключительно с декоративной целью, ведь, как мы узнали от экскурсовода, архитектор при размещении картин прежде всего учитывал их размеры.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы. Здесь располагаются различные золоченые кресла, а также старинное деревянное бюро. Дальше следует Китайская гостиная Александра I, которая мне показалась одной из самых красивых во всем дворце. Стены этого зала украшены обивкой из шелка с росписью акварельными красками в китайской манере.

Еще несколько залов осталось нам посетить в Большом Екатерининском дворце, и Зеленая столовая один из них. С этой столовой начинаются личные покои императрицы с нежно-зелеными стенами, которые покрыты очень интересным лепным орнаментом на различные античные мотивы.

Завершаем нашу прогулку по залам Большого Екатерининского дворца в помещении Официантской. Она выполнена в строгом стиле и украшена ломберными столиками и стульями из красного дерева, а на стенах картины с горными пейзажами и руинами.

Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать с соседних залов. В интернете очень много информации о загадочном исчезновении и удивительной находке Янтарной комнаты во время войны, но то что сейчас этот шедевр восстановлен и все желающие могут это видеть, дорогого стоит. Словами тяжело передать ощущения и чувства, которые появляются, когда находишься в Янтарной комнате.

Многие называют Янтарную комнату одним из чудес света, хочется с этим согласиться.

До Екатерининского дворца в Царском Селе можно добраться следующим образом:

От Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга:

Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга:

Маршрутное такси № 342, 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»;
или автобус №187 или маршрутное такси № 286, 287, 347 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станций метро «Звездная» или «Купчино» г. Санкт-Петербурга:

На маршрутках К-545а, К-286, К-287, и К-347а.

С экскурсией в Царское село из Санкт-Петербурга:

Заказав экскурсии в Царское село из Санкт-Петербурга, вы не только экономите время на организацию поездки, но и получаете возможность узнать интересные, исторические детали о достопримечательностях и памятных местах. Цены на экскурсии начинаются от 600 руб. Более подробно с экскурсионными предложениями можно ознакомится, кликнув на фото ниже.

Информация для посещения

Екатерининский дворец — режим работы:

С 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 16:45.
По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 19:45.
Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Екатерининский дворец — стоимость билетов:

Взрослые – 400 руб.
Пенсионеры РФ и Республики Беларусь, курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России – 200 руб.
Студенты – 200 руб.
Посетители до 18 лет – бесплатно (с 1.01.2015)

Жилье в Царком селе — где остановиться на ночь

Обычно в Царское село отправляются на один день, в рамках путешествия в Санкт-Петербург. Но, если вы планируете посмотреть более подробно все достопримечательности Царcкого села, то мы рекомендуем снять отель или квартиру именно там. Вот несколько проверенных вариантов. Недорогой отель Аксинья , стоимостью от 9$ и гостевой дом Гранда , стоимостью от 30$.

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус Императорского лицея , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

Цитата сообщения Культурное наследие Российской Федерации: Шедевр русского барокко- Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Екатерининский дворец) — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга.



Южный фасад



Боковая сторона


Портрет Екатерины I (1684-1727), Жан-Марк Натье



Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. До завершения ещё далеко.



В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.



В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.


Бартоломео Франческо Растрелли
В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.



Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания.



Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).



Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.



В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др.

Янтарная комната


Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.


Восстановленная янтарная комната









В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.



C 1979 в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.















О судьбе подлинных экспонатов комнаты до сих пор ходят легенды и мифы.









23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:
Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нем уже ведутся работы по мебели и подбору штор

Интерьеры дворца

Малиновая столбовая






Бальный зал(Большой зал)














Золотая лепнина



Арабесковый зал,открытый в 2010 году



Голубой салон




Дворцовая церковь



Агатовая комната


Кабинет Александра 1


Парадный кабинет Александра 1

Парадная лестница



Спящий купидон







Декор стен




Барометр

Екатерининский дворец, выставка мейсенского фарфора




Зеленая столовая









Проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Царского Села. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, 49x65.5 см. Государственный Эрмитаж, получена от наследников Ч. Камерона в Лондоне, в составе его архива, 1822 г.






Кавалеоская столовая








Картинный зал





Полтавская битва,Pierre-Denis Martin (1663-1742)



Белая парадная столовая









Портретный зал














Изразцовые печи и камины












Дворцовые интерьеры